По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Образование и стратегия социальной политики в России: опыт сравнительно-исторического анализа

Ларионов Алексей Эдиславович доцент кафедры истории и политологии ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» Россия, 141221, Московская обл., Пушкинский район, пос. Черкизово, ул. Главная, д. 99., E-mail: v_rgutis@mail.ru

В статье ставится проблема взаимосвязи социальной политики и политики государства в сфере образования. Осуществлен сравнительный анализ в ракурсе оценки социальной результативности практических мер в сфере образования в современной России и в СССР периода Великой Отечественной войны. Рассмотрены документы и конкретные факты целевых ориентиров и практических мероприятий в области образования.

Литература:

1. Империя школ. Общеобразовательный портал г. Владивостока. — URL: http://www.pupils.ru/stati/2105.

2. Концепция-2020. — URL: http://base.garant.ru.

3. Ларионов А.Э. Компенсаторная педагогика в экстремальных условиях // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. — 2013. — № 3.

4. Ларионов А.Э. Обучение и воспитание в повседневности милитарного социума // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. — 2013. — № 4.

5. Ларионов А.Э. Проблемы реадаптации студентов-фронтовиков к учебному процессу после Великой Отечественной войны // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. — 2013. — № 1.

6. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». — URL: http://www.kadet.ru/doc/ SNK_SSSR_210843.htm.

Радикальные преобразования в сфере народного образования начались в современной России на рубеже 1990–2000-х годов и продолжаются по настоящее время, демонстрируя весьма неоднозначные результаты. То есть реформы системы образования почти на десятилетие запоздали в сравнении с реформами социальной среды, инверсия матрицы и ценностных ориентиров которой произошла в начале 1990-х годов. Социально-экономические и политические реформы как бы задали общий вектор реформ образования. Взаимосвязь системы образования и социальной политики проявляется, однако, не только в том, что государство финансирует образовательные учреждения и устанавливает размеры заработной платы учителям и преподавателям вузов. Система образования формирует определенный тип человека, который в недалеком будущем будет определять собой конкретное содержание общества и государства; государство же формирует социальный заказ относительно желательных результатов учебно-воспитательного процесса от младенческого до студенческого возраста. Социальная политика, таким образом, представляет собой более широкое понятие, особым компонентом (институтом и средством) которого является существующая в стране система образования.

Сутью всякой социальной политики является массовое воспроизводство определенного жизненного уклада в рамках определенной исторической реальности. Тогда как национальная система образования представляет собой организованную и целенаправленную систематизированную передачу позитивного социального опыта с целью обеспечения поколенческой социализации личности и в конечном итоге поддержания механизма жизнедеятельности социума, наследования его норм и традиций. Социальный опыт, в свою очередь, вариативен. В зависимости от переживаемого социумом исторического состояния могут актуализироваться различные его аспекты. Соответственно, способы и задачи образовательного процесса могут существенно различаться в зависимости от того, какие вызовы ставит внешняя среда (не важно, природная или социальная) перед данным обществом или группой. Цели и задачи, значимые в одной ситуации, могут утрачивать свою актуальность в другой, тогда как на первый план выдвигаются те вопросы, которые ранее рассматривались в качестве второстепенных. Такая ротация целеполагания в педагогике — вещь довольно естественная и фактически подтверждает тот факт, что педагогика сама по себе есть один из механизмов адаптации и выживания не только индивида, но и общества в целом [2, с. 94–108; 3, с. 74–87].

Для Цитирования:
Ларионов Алексей Эдиславович, Образование и стратегия социальной политики в России: опыт сравнительно-исторического анализа. Ученый совет. 2015;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: