Радикальные преобразования в сфере народного образования начались в современной России на рубеже 1990–2000-х годов и продолжаются по настоящее время, демонстрируя весьма неоднозначные результаты. То есть реформы системы образования почти на десятилетие запоздали в сравнении с реформами социальной среды, инверсия матрицы и ценностных ориентиров которой произошла в начале 1990-х годов. Социально-экономические и политические реформы как бы задали общий вектор реформ образования. Взаимосвязь системы образования и социальной политики проявляется, однако, не только в том, что государство финансирует образовательные учреждения и устанавливает размеры заработной платы учителям и преподавателям вузов. Система образования формирует определенный тип человека, который в недалеком будущем будет определять собой конкретное содержание общества и государства; государство же формирует социальный заказ относительно желательных результатов учебно-воспитательного процесса от младенческого до студенческого возраста. Социальная политика, таким образом, представляет собой более широкое понятие, особым компонентом (институтом и средством) которого является существующая в стране система образования.
Сутью всякой социальной политики является массовое воспроизводство определенного жизненного уклада в рамках определенной исторической реальности. Тогда как национальная система образования представляет собой организованную и целенаправленную систематизированную передачу позитивного социального опыта с целью обеспечения поколенческой социализации личности и в конечном итоге поддержания механизма жизнедеятельности социума, наследования его норм и традиций. Социальный опыт, в свою очередь, вариативен. В зависимости от переживаемого социумом исторического состояния могут актуализироваться различные его аспекты. Соответственно, способы и задачи образовательного процесса могут существенно различаться в зависимости от того, какие вызовы ставит внешняя среда (не важно, природная или социальная) перед данным обществом или группой. Цели и задачи, значимые в одной ситуации, могут утрачивать свою актуальность в другой, тогда как на первый план выдвигаются те вопросы, которые ранее рассматривались в качестве второстепенных. Такая ротация целеполагания в педагогике — вещь довольно естественная и фактически подтверждает тот факт, что педагогика сама по себе есть один из механизмов адаптации и выживания не только индивида, но и общества в целом [2, с. 94–108; 3, с. 74–87].