По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.14

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕРФОРМАНС. Заметки ретрограда о знаниях и компетенциях в области философии и не только

Докучаев Илья Игоревич ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Россия, 690950, Владивосток, ул. Суханова, 8, E-mail: ilya_dokuchaev@mail.ru

В статье идет речь о роли знаний и компетенций в образовательном процессе, делается вывод, что современное образование есть перформативная практика, представляющая собой проекцию ключевых особенностей современной культуры. Субъектом образовательного процесса становится сеть и участники сетевого процесса, технологией образовательного процесса становится дилетантизм и самодеятельность, основным продуктом образовательного процесса оказываются компетенции, представляющие собой перформанс, или остранение реальности знания в форме ее непрекращающейся модификации. Автор статьи делает вывод, что существо образования и науки есть формирование человека на основе знания о том, каковы ключевые понятия и структуры реальности, поэтому, несмотря на то, положительным или отрицательным потенциалом обладает современная культура и строящееся на основе ее ценностей образование, знания должны остаться ключевым аспектом образовательного процесса. Это касается как практически ориентированных образовательных программ, так и теоретически ориентированных, включая философию как науку и образовательную программу, сопоставимую по своей предметной области со всей сферой знаний остальных научных направлений.

Литература:

1. Докучаев И.И. Глобальный перформанс: контуры культуры XXI века // Вопросы культурологии. — № 12. — 2011. — С. 4–10.

Статья поступила 10.08.2016 г.

Современная культура вступила в эпоху, которая по содержанию своих типообразующих характеристик сопоставима с двумя крупнейшими эпохами прошлого — традиционной и креативной. Лежащий в основании каждого из этих прежних типов тезаурус больше не является экзистенциальным идеалом новой эпохи. Новый формирующийся тип культуры можно назвать сетевым, или перформативным. Существо этого определения я сейчас попытаюсь обосновать. Речь идет о том, чтобы сравнивать сетевую культуру не с одним из вариантов креативной культуры, например, с культурой уходящего в прошлое Постмодернизма, а с креативной (и традиционной) культурой в целом. Культура есть совокупный способ и продукт человеческой деятельности, а ценность есть порождающая модель исторического типа культуры. Исходя из этих определений можно предположить, что в основе каждого исторического типа культуры лежит триада ценностей, определяющих существо субъекта, типа деятельности и ее продукта. Более подробно концепция сетевой культуры изложена в моей статье «Глобальный перформанс: контуры культуры XXI века» [1. С. 4–10].

Принцип культурогенеза традиционной культуры есть воспроизведение, креативной культуры — творчество. Сетевая культура характеризуется синтетическим содержанием, и поэтому принцип ее культурогенеза — синтез традиции и инновации, который реализуется в амбивалентном комплексе самодеятельности и дилетантизма. Профессиональный характер творческого усилия или традиционного следования, совершаемых прошедшими инициацию или квалификационные испытания специалистами, замещается принципиально любым участием в деле каждого желающего это сделать. Творчество больше не имеет ценности, но и не теряет ее; традиция больше не определяет творчество и не определяется им. Самодеятельность и дилетантизм — это творчество, реализовавшее свое право на новизну, наиболее последовательно и абсурдно, то есть таким образом, что это право было предоставлено всем, лишая тем самым творческое усилие какой-либо ценности. Традиции в ходе подобного утверждения творчества растворились в самодеятельном и дилетантском усилии также радикально, как и творческий результат.

Для Цитирования:
Докучаев Илья Игоревич, ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕРФОРМАНС. Заметки ретрограда о знаниях и компетенциях в области философии и не только. Вопросы культурологии. 2016;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: