Статья поступила 23.03.2016 г.
Исторические промышленные объекты являются неотъемлемой частью культурного наследия города, участвуют в формировании его образа, выполняют созидательные и культуротворческие функции. По словам А. В. Волошинова, визуальный портрет многих современных городов изобилует «информационными шумами», когда «решение архитектурно-дизайнерских задач происходит без постижения внутренних процессов формирования «души» города и её естественной эволюции»[1] . В настоящее время, когда наблюдается повышение социально-культурной роли исторических промышленных объектов в городской среде, задачи, связанные с осмыслением объектов промышленной архитектуры, через призму культурологических исследований приобретают особенное значение.
Объекты промышленного наследия конца XIX — начала XX вв. имеют особенный статус и воспринимаются нами, прежде всего, как доказательства экстраординарности эпохи индустриального периода в истории человечества. Это было время, когда промышленное производство вызывало чувство восхищения новыми техническими возможностями, и формы промышленных объектов, созданные в это время, выражали новые идеалы технического века. Несмотря на то, что технологии производства налагали жёсткие ограничения на формообразующие и композиционные свойства промышленных построек, промышленное зодчество конца XIX — начала XХ вв. отличалось яркой образностью архитектурных решений.
В Саратове конца XIX — начала XX вв. активно развивалось промышленное строительство. Такие объекты, как паровые мельницы, колбасная, табачная и шоколадная фабрики насыщают городскую среду и сегодня, формируя узнаваемый образ города. Промышленная архитектура этого периода сформировалась под влиянием социокультурных и экономических факторов, это особенная архитектура, возникшая на стыке эпох, в период наивысшей точки экономического роста нашего региона. Технологические требования производства определили материальную составляющую промышленной архитектуры, но в то же время эта архитектура несёт яркие образы, и становится ясным, что при строительстве промышленных объектов владельцами закладывались определённые смыслы, с помощью которых они хотели выразить своё отношение к объекту и происходящим социокультурным процессам. Представляется интересным изучить механизм формирования образа промышленной архитектуры того времени, учитывая её материальные и духовные составляющие.