Статья поступила 24.08.2019 г.
В ХХ в. положение и роль женщины в обществе неоднократно изменялось [7. С. 427–464]. Женщина смогла войти в различные сферы общественно-политической и профессиональной деятельности: получила доступ к образованию, спортивной и политической карьере, возможность регулировать свою фертильную функцию, в конце концов. Однако, претерпевая различные перемены, к XXI в. социальная политика в отношении женщины приобрела двойственный характер. С одной стороны, она ориентировала ее на активную позицию, а с другой — укрепляла патриархальную модель в обществе, вынуждая женщину выполнять традиционную роль в семье. Кинематограф, появившийся как новый вид искусства в 1895 г., очень чутко отозвался на перемены, происходившие в обществе, фактически став летописью трансформации женских образов от старых установок — к новым. Он одновременно смог как отразить реальность, вобрав в свою образную систему личные авторские установки и общественные стереотипы, так и предложить новые образы для подражания — через героев и их истории воздействуя на сознание социума и формируя его мышление [1. С. 3–40]. В этом смысле корректнее говорить не о каком-то наборе женских образов, отраженных кинематографом, а о динамике женских образов и идее движения нормы, так как в разные исторические периоды она изменяется [2. С. 120–121].
Пожалуй, самым наглядным и безапелляционным женским образом, маркирующим социокультурные перемены в обществе в отечественном кинематографе, становится образ проститутки. Он дает очень точную обратную связь в исследовании роли и места женщины в современном мире. Единицей измерения уровня перемен в социуме можно назвать моральный облик женщины, не вписывающийся в нормы «традиции» — абсолютно подчиненной интересам мужа, во многом лишенной собственной значимости и ценности. Малейшее отступление от принятых норм, зачастую по вине внешних обстоятельств, превращало ее в изгоя, а порой и в «падшую». Причем в дореволюционном кинематографе под эту категорию подпадали не только женщины, занятые проституцией, но и элементарно решившие учиться, работать или строить отношения с любимым человеком вне брака. Однако по прошествии времени в кинематографе женская свобода начинает трактоваться не так категорично. Именно через образы, находящиеся в оппозиции к традиционным ценностям, становится заметна смена социокультурных парадигм в самом обществе. Фактически они образуют ту самую границу, разделяющую старый и новый миры.