Подписка:

+7 495 274-22-22

Телефон для справок:

+7 495 274-22-22

УДК: 791.43/45

Образ проститутки в советском кинематографе как маркер социокультурных изменений в обществе

Смагина Светлана Александровна ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова», Россия, 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, 3, e-mail: smsval@mail.ru, кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры киноведения Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова.
Ключевые слова: отечественный кинематограф, гендерные исследования, репрезентация, женские образы в кино

Статья посвящена проблеме репрезентации женских образов в отечественном кинематографе. Автор статьи выбирает для анализа традиционно маргинальный, но весьма показательный образ — образ проститутки и связывает типологию его репрезентаций с социально-культурной спецификой того или иного времени. Причем автор работы не просто механически исследует набор женских образов, отраженных кинематографом, а анализирует саму динамику изменения этих образов при переходе от одной исторической эпохи к другой. В статье дается широкий исторический обзор, берущий свое начало в дореволюционном кинематографе и заканчивающийся новейшим временем. Основной вывод, звучащий в статье, заключается в том, что все важнейшие социальнокультурные процессы, происходящие в обществе, совершенно однозначно и показательно находят свое отражение в системе репрезентации женских экранных образов.

UDK: 791.43/45

The Image of a prostitute in Soviet cinema as a marker of sociocultural changes in society

Smagina S.A.
Keywords: national cinema, gender studies, representation, women's images in cinema

The paper is devoted to the problem of representation of women's images in national cinema. The author of the article chooses for analysis a traditionally marginal but very indicative image — the image of a prostitute and associates the typology of his representations with the socio-cultural specificity of a given time. At the same time, the author of the work not only mechanically explores the set of female images reflected by cinema, but analyzes the very dynamics of change of these images during the transition from one historical era to another. The article provides a broad historical overview, beginning in pre-revolutionary cinema and ending with the latest time. The main conclusion in the article is that all the most important social and cultural processes taking place in society are clearly and significantly reflected in the system of representation of women's screen images.

Статья поступила 24.08.2019 г. В ХХ в. положение и роль женщины в обществе неоднократно изменялось [7. С. 427–464]. Женщина смогла войти в различные сферы общественно-политической и профессиональной деятельности: получила доступ к образованию, спортивной и политической карьере, возможность регулировать свою фертильную функцию, в конце концов. Однако, претерпевая различные перемены, к XXI в. социальная политика в отношении женщины приобрела двойственный характер. С одной стороны, она ориентировала ее на активную позицию, а с другой — укрепляла патриархальную модель в обществе, вынуждая женщину выполнять традиционную роль в семье. Кинематограф, появившийся как новый вид искусства в 1895 г., очень чутко отозвался на перемены, происходившие в обществе, фактически став летописью трансформации женских образов от старых установок — к новым. Он одновременно смог как отразить реальность, вобрав в свою образную систему личные авторские установки и общественные стереотипы, так и предложить новые...
Полная версия статьи доступна только подписчикам журнала