По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 791.43/45

Образ проститутки в советском кинематографе как маркер социокультурных изменений в обществе

Смагина Светлана Александровна ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова», Россия, 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, 3, e-mail: smsval@mail.ru, кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры киноведения Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова.

Статья посвящена проблеме репрезентации женских образов в отечественном кинематографе. Автор статьи выбирает для анализа традиционно маргинальный, но весьма показательный образ — образ проститутки и связывает типологию его репрезентаций с социально-культурной спецификой того или иного времени. Причем автор работы не просто механически исследует набор женских образов, отраженных кинематографом, а анализирует саму динамику изменения этих образов при переходе от одной исторической эпохи к другой. В статье дается широкий исторический обзор, берущий свое начало в дореволюционном кинематографе и заканчивающийся новейшим временем. Основной вывод, звучащий в статье, заключается в том, что все важнейшие социальнокультурные процессы, происходящие в обществе, совершенно однозначно и показательно находят свое отражение в системе репрезентации женских экранных образов.

Литература:

1. Альчук А. Анализ глубинных стереотипов советской эпохи // Женщина и визуальные знаки. — М.: Идея-Пресс, 2000. — С. 3–40.

2. Горных А., Усманова А. Исследование визуальной культуры. Введение // Топос. — 2000. — № 2. — С. 120–121.

3. Лебедина Л. «Хрущев назвал мою Веронику проституткой» // Труд. — 2007. — № 186.

4. Смагина С. Гендерный подход к анализу фильма «Поэт и падшая душа» // Вестник ВГИК. — 2017. — № 2. — С. 22–33.

5. Смагина С. Публичная женщина или Публичная личность? Женские образы в кино. — М.: Канон+: Реабилитация, 2018. — 336 с.

6. Троцкий Л. Проблемы культуры. Культура переходного периода / Троцкий Л. Сочинения. Т. 21. — М.; Л., 1927. — С. 45.

7. Усманова А. Гендерная проблематика в парадигме культурных исследований // Введение в гендерные исследования. Ч. I. — СПб., 2001. — С. 427–464.

Статья поступила 24.08.2019 г.

В ХХ в. положение и роль женщины в обществе неоднократно изменялось [7. С. 427–464]. Женщина смогла войти в различные сферы общественно-политической и профессиональной деятельности: получила доступ к образованию, спортивной и политической карьере, возможность регулировать свою фертильную функцию, в конце концов. Однако, претерпевая различные перемены, к XXI в. социальная политика в отношении женщины приобрела двойственный характер. С одной стороны, она ориентировала ее на активную позицию, а с другой — укрепляла патриархальную модель в обществе, вынуждая женщину выполнять традиционную роль в семье. Кинематограф, появившийся как новый вид искусства в 1895 г., очень чутко отозвался на перемены, происходившие в обществе, фактически став летописью трансформации женских образов от старых установок — к новым. Он одновременно смог как отразить реальность, вобрав в свою образную систему личные авторские установки и общественные стереотипы, так и предложить новые образы для подражания — через героев и их истории воздействуя на сознание социума и формируя его мышление [1. С. 3–40]. В этом смысле корректнее говорить не о каком-то наборе женских образов, отраженных кинематографом, а о динамике женских образов и идее движения нормы, так как в разные исторические периоды она изменяется [2. С. 120–121].

Пожалуй, самым наглядным и безапелляционным женским образом, маркирующим социокультурные перемены в обществе в отечественном кинематографе, становится образ проститутки. Он дает очень точную обратную связь в исследовании роли и места женщины в современном мире. Единицей измерения уровня перемен в социуме можно назвать моральный облик женщины, не вписывающийся в нормы «традиции» — абсолютно подчиненной интересам мужа, во многом лишенной собственной значимости и ценности. Малейшее отступление от принятых норм, зачастую по вине внешних обстоятельств, превращало ее в изгоя, а порой и в «падшую». Причем в дореволюционном кинематографе под эту категорию подпадали не только женщины, занятые проституцией, но и элементарно решившие учиться, работать или строить отношения с любимым человеком вне брака. Однако по прошествии времени в кинематографе женская свобода начинает трактоваться не так категорично. Именно через образы, находящиеся в оппозиции к традиционным ценностям, становится заметна смена социокультурных парадигм в самом обществе. Фактически они образуют ту самую границу, разделяющую старый и новый миры.

Для Цитирования:
Смагина Светлана Александровна, Образ проститутки в советском кинематографе как маркер социокультурных изменений в обществе. Вопросы культурологии. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: