По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Образ-портрет идеального педагога-учителя-наставника

Сергей Шестаков учитель математики, автор проекта «ЕГЭ Чемпион»

Автор, опираясь на свой ученический опыт и 15-летний педагогический стаж, постарался раскрыть портрет идеального учителя. Рассмотрены профессиональные и психологические качества, необходимые такому наставнику.

Начну с очевидной банальности. Главное, что должен уметь преподаватель — учить. Для этого он должен соответствовать ряду критериев. Каких? Об это — статья. И не только.

Как уже говорилось выше, он должен знать свой предмет на достаточно высоком для ученика уровне. Ключевое слово здесь — для ученика. Для того чтобы обучать семиклассников, совсем не обязательно быть доктором наук. А еще — он должен уметь понятно объяснять свой предмет. Для этого у него должна быть поставлена речь, он должен говорить достаточно просто и понятно. И не усложнять без особой необходимости.

Поясню на примере. Сначала дам школьное определение термина «производная». «Производная — это предел отношения приращения функции к приращению аргумента при условии, что приращение аргумента стремится к нулю, если такой предел существует». И мое определение: «Производная — это скорость изменения функции в точке». Какое определение вам более понятно? А я еще и графики показываю.

Хороший учитель должен иметь гибкое мышление. Важно, чтобы он объяснял материал живо, приводя примеры, как использовать его предмет на практике. Человек мыслит образами, поэтому, когда за терминами стоят конкретные образы, материал усваивается лучше. Что проще считать и воспринимать? Абстрактные числа или конкретные объекты, деньги, например? Что будет понятнее — абстрактные дроби, или куски пиццы? Знаменатель — то, на сколько частей порезана пицца, числитель — сколько из нее съели (или осталось). Поверьте, и для логарифмов тоже нужны образы и практический смысл. В арсенале хорошего преподавателя они есть.

Итак, чтобы замотивировать и интересно объяснить, учитель должен уметь передать практический смысл своего предмета. Многие школьники, и даже взрослые, очень абстрактно представляют себе пользу от учебы. Вроде как нужно, а что конкретно дает — непонятно. И, увы, не каждый учитель может эту пользу донести, что, несомненно, снижает мотивацию к учебе.

Есть еще одна проблема, которая мешает преподавателям проявить свой профессионализм. Я эту проблему обозначил крылатой фразой: «Не учи ученого».

Для Цитирования:
Сергей Шестаков, Образ-портрет идеального педагога-учителя-наставника. Юрист ВУЗа. 2023;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: