* Исследование выполнено в ИМЛИ РАН на средства гранта Российского научного фонда, проект № 22-18-00051. https://rscf.ru/project/22-18-00051/.
Статья поступила 09.08.2023.
В.Д. Пришвина была не только верным другом и помощником М.М. Пришвина, но и талантливым литератором, автором книг «Наш дом» (1977), «Пришвин в Дунине» (1978), «Круг жизни» (1981), «Путь к слову» (1984), «Невидимый град» (2002). Образ «нашего дома» наиболее ярко воплотился в одноименной книге «Наш дом». Определить ее жанр трудно: это и путеводитель, и мемуары, и литературоведческое исследование, объединенные точным и одновременно расширительным заглавием. С одной стороны, в ней звучит отсылка к первому названию книги Пришвина «Лесная капель» — «Мой дом», с другой — это описание жизни Пришвиных в Дунине, наполненной любовью и единомыслием. Слово «наш» в заглавии так же важно, как слово «дом». Автор строит повествование с опорой на дневники Пришвина, делая выборку и расставляя записи «в определенной смысловой последовательности», чтобы «донести до читателя тон жизни и мысли Пришвина» [Пришвина 1977: 287], а также помещает свои воспоминания и наблюдения, деликатно разъясняя и углубляя текст Пришвина, смотря на него и «изнутри», и «извне» и расширяя временные границы повествования на правах хранителя и летописца Дунина после ухода Пришвина.
С одной стороны, Валерия Дмитриевна неоднократно подчеркивает, приводя цитаты из дневника Пришвина, что «дом для него — это вся земля с ее воздухом, светом и всем, на ней живущим» [Пришвина 1977: 155]. Книга открывается цитатой об этом: «Тот маленький дом, в котором мы рождаемся, разрушается со временем, как и гнездо у птиц: птицы вылетают на большой простор, предоставляя гнездо дождям и бурям, а человек должен непременно достигнуть такого простора, чтобы тело свое почувствовать вместе со всей землей, ее воздухом, светом, водой, огнем и всем населением, как свой собственный дом» [Пришвина 1977: 1]. Но одновременно, комментирует Валерия Дмитриевна, «в этот прекрасный и сложный мир входит и дунинский дом; в последние годы писателя он — опорная точка для его поэтической мысли в ее труде, в ее движении» [Пришвина 1977: 155]. И первое издание книги открывают фотография Пришвина в окне дома в Дунине и заставка — изображение этого дома.