По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Обратная сторона помощи

С. Поляков Российский государственный гуманитарный университет
Ключевые слова:

Меценатство и спонсорство — явления, связанные с музейным миром на протяжении всей его истории. Обеспеченные семьи вкладывали деньги в искусство, в строительство галерей и музеев, и последние, в свою очередь, были благодарны такой помощи. Новый вызов, пока еще не добравшийся до России, ставит музейных работников в зарубежных странах в непростую ситуацию — стоит ли отказываться от финансовой помощи в угоду собственной репутации и искать альтернативные способы финансирования.

Взаимоотношение бизнеса и культурных институций — не такое давнее явление для нашей страны да и для всего мира. Организации, особенно с вредным и сомнительным производством, будь то нефтяные компании или фаст-фуд корпорации понимают свою социальную ответственность и вкладывают миллионы долларов в разнообразные социальные проекты: строительство детских домов, школ, музеев, обеспечение достойных условий существования в странах с недостаточно развитой экономикой. Парадоксом становится то, что финансовое попечительство, которое направлено в том числе на улучшение репутации компании может ухудшить репутацию той институции, которая эти финансы получает.

Недавний опиоидный скандал вокруг семьи Саклер, поддерживающей такие крупные музеи по всему миру, как Лувр, Тейт, Метрополитен, Британский музей, Национальную галерею, Еврейский музей в Берлине и др. всколыхнул музейное сообщество и показал, что от помощи некоторых спонсоров музеям придется отказаться. Безусловно, не все торопятся это сделать. Несмотря на то, что альтернативные способы получения финансовой помощи, а также финансовая подушка безопасности в виде эндаумент-фондов позволяет музею продолжить функционирование, некоторые институции не в силах сказать «нет» своим спонсорам. Отдельные музеи уже отказались от пожертвований семьи Саклер, и речь идет о довольно больших суммах (так, Национальная портретная галерея Великобритании не согласилась принять 1 миллион фунтов стерлингов). Галерея Тейт, всегда внимательно относившаяся к этическим вопросам, отказывается от спонсорства табачных компаний и компаний, связанных с производством оружия. Метрополитен-музей, который и так ввел практику платных билетов для нерезидентов Нью-Йорка, также срочно пересматривает свою финансовую политику.

Значимость голоса самого художника, чьи работы выставляются в музее, мы можем увидеть на примере деятельности Нан Голдин, американского фотографа и активистки, которая успешно прошла лечение от зависимости от препарата OxyContin, разрабатываемой компанией Purdue Pharma, принадлежащей семье Саклер, и уже не раз устраивавшей акции протеста в музеях, спонсируемых семейством мультимиллиардеров. Среди них и Гарвардский художественный музей, который отказывается возвращать прошлые пожертвования и убирать имя Саклера из названия одного из трех музеев, объединенных вместе. Гарвард четко аргументирует свою позицию тем, что все деньги идут на цели, способствующие всеобщему развитию.

Для Цитирования:
С. Поляков, Обратная сторона помощи. Музей. 2019;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: