— Сложившаяся экономическая ситуация для многих российских производителей открывает дополнительные возможности развития, побуждает к активизации экспортной деятельности. Для кого этот шанс наиболее актуален и что необходимо предпринять, чтобы его реализовать?
— Очевидно, что экспортные рынки для отечественных производителей становятся более привлекательными. Многие компании уже обратили или должны были обратить внимание на этот факт. Необходимо отметить, что российская продукция и ранее была конкурентоспособна на внешних рынках не только в части качества, но и по цене.
С колебаниями курса рубля преимущества и существенный потенциал роста и развития в направлении экспорта продукции есть у производителей, максимально локализовавших производство на территории России, когда структура затрат на производство не зависит от импорта комплектующих или сырья и полностью номинирована в рублях. Это также касается компаний, завершивших свои программы модернизации производства, которые предусматривали импорт капиталоемких товаров. Но, безусловно, в целом возможности есть у всех предприятий, производящих конкурентоспособную на внешних рынках продукцию. Разумеется, необходимо грамотно воспользоваться этими возможностями.
Важно также понимать, что предпринимательская инициатива, ориентированная на экспорт производимой продукции, наряду с комплексом мер государственного стимулирования несырьевого экспорта, заключает в себе потенциал появления новых точек роста всей экономики России. Именно поэтому тематике государственной поддержки экспорта в последнее время уделяется особое внимание.
— Чем обусловлен интерес Агентства к сотрудничеству со странами АТР? Насколько перспективны для российских производителей другие региональные рынки: СНГ, Ближний Восток, Северная Африка, Латинская Америка?
— В условиях санкционных ограничений вектор поиска новых рынков сбыта для российского бизнеса, безусловно, сместился в наиболее перспективном направлении — туда, где есть колоссальные масштабы и темпы роста спроса, — в страны Азии.