По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Обоснование выбора ингредиентов печенья с заданными потребительскими характеристиками на основе двухэтапного алгоритма проектирования

Д.Н. Балаболин специалист ПНИЛ, «Конструирование и внедрение продуктов и рационов персонифицированного питания» МГУТУ им К.Г. Разумовского (ПКУ)
А.А. Ливинский канд. техн. наук, н.с. ПНИЛ, «Конструирование и внедрение продуктов и рационов персонифицированного питания» МГУТУ им К.Г. Разумовского (ПКУ)
Ю.И. Сидоренко д-р техн. наук, проф., гл.н.с. ПНИЛ «Конструирование и внедрение продуктов и рационов персонифицированного питания» МГУТУ им К.Г. Разумовского (ПКУ)

Использован двухэтапный алгоритм проектирования овсяного печенья, который заключается в проведении на первом этапе эвристической экспертизы, с использованием метода ПАТТЕРН. Оценивали потребительские характеристики овсяного печенья методом рейтинговой оценки и определяли доминантные (ДХ) и рецессивные (РХ) по 10-балльной шкале. Дальнейшему дроблению на более низком уровне подвергали только доминантные характеристики, а рецессивные характеристики рассматривали в качестве незначимых. Выявленные «ключевые потребительские характеристики» переведены в «ключевые дескрипторы» продукции, позволившие обосновать ингредиенты, обеспечивающие ожидаемые потребительские свойства проектируемой продукции.

Литература:

1. Шеховцова, Т.Г. Проектирование кондитерских изделий с улучшенными потребительскими характеристиками на основе эвристической товароведной экспертизы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tekhnosfera.com/ proektirovanie-konditerskih-izdeliys-uluchshennymi-potrebitelskimiharakteristikami-na-osnove-evristicheskoytovarovedno#ixzz68aNb1fOV.

2. ТР ТС 029/2012 Технический регламент Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и тенологических вспомогательных средств» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/902359401

3. ГОСТ Р 53904-2010 Добавки пищевые. Подсластители пищевых продуктов. Термины и определения. URL: http:// docs.cntd.ru/document/1200082175

4. Эритрит — заменитель сахара нового поколения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.diabetes.org. ru/2016-01-14-11-06-03.html

5. Самойлов А.В., Сураева Н.М., Зайцева М.В., Курбанова М.Н., Столбова В.В. Сравнительная оценка токсичности пищевых подсластителей в экспресс-биотесте // Анализ риска здоровью. — 2019. — № 2. — С. 83–90 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/sravnitelnaya-otsenkatoksichnosti-pischevyh-podslastiteley-vekspress-bioteste.

Необходимость выведения нового массового пищевого продукта в сжатые сроки потребовала интенсивных подходов к процессу разработки новых видов. Известно, что новые продукты должны соответствовать реальным запросам каждого сегмента рынка. Начальным этапом при проектировании пищевых продуктов с заданными потребительскими свойствами является выявление потребительских предпочтений. В традиционном маркетинге рекомендуется использовать для этих целей фокус-групп. На потребительские панели выставляется продукция с разнообразными физико-химическими показателями, из которой участники дегустаций выбирают по своим представлениям лучшие. При формировании состава фокус-группы рекомендуется учитывать пол, возраст, социальный статус испытателей. Если для профессиональных дегустаций требуется отобранный и обученный эксперт с большим словарным запасом, то для потребительских панелей участников не ограничивают по индивидуальной вкусовой чувствительности и обученности, что осложняет процесс получения объективной информации. Этот процесс осложнен также тем, что часто не подготовленные испытатели не могут самостоятельно сформулировать свои предпочтения и ощущения. Кроме того, многие участники фокус-групп имеют скудный словарный запас, не позволяющий им сформулировать ощущаемые небольшие различия в тестируемых продуктах. Следует отметить, что для повышения объективности требуется провести серию дегустаций, а получаемые результаты могут не объективно отражать ситуацию на рынке.

С целью повышения эффективности процесса создания новой продукции с заданными потребительскими характеристиками был использован двухэтапный алгоритм проектирования овсяного печенья (см.рис 1). А первом этапе эксперты в данной области выявляли и формулировали «ключевые потребительские характеристики», затем переводили их в «ключевые дескрипторы» продукции. На основе последних, выбирали ингредиенты, обеспечивающие требуемые потребительские характеристики.

Методы исследования. Использовали эвристическую экспертизу, основанную на методе ПАТТЕРН. Метод предусматривает выстраивание иерархического дерева качественных характеристик овсяного печенья путем дробления качественных категорий более высокого уровня на конечное число категорий более низкого уровня [1]. Дробление велось до состояния, когда качественная характеристика не поддавалась дальнейшему дроблению, и ее можно было количественно оценить каким-либо объективным (или субъективным) методом. Конечные неделимые качественные характеристики представляют собой «ключевые потребительские дескрипторы». При оценке дескрипторов овсяного печенья на каждом уровне методом рейтинговой оценки определяли доминантные (ДХ) и рецессивные (РХ) характеристики по 10-балльной шкале. Дальнейшему дроблению на более низком уровне подвергали только доминантные характеристики. Рецессивные характеристики рассматривали в качестве не значимых.

Для Цитирования:
Д.Н. Балаболин, А.А. Ливинский, Ю.И. Сидоренко, Обоснование выбора ингредиентов печенья с заданными потребительскими характеристиками на основе двухэтапного алгоритма проектирования. Товаровед продовольственных товаров. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: