По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 630.383 (075.8)

Обоснование пропускной способности по критерию безопасности дорожного движения на лесовозных автомобильных дорогах

Злобина Н.И. Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова, кафедра организации перевозок и безопасности движения
Зеликов В.А. Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова, кафедра организации перевозок и безопасности движения
Григорьева О.И. Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова, кафедра лесоводства, e-mail: grigoreva_o@list.ru
Новгородов Д.В. Арктический государственный агротехнологический университет, кафедра технологии и оборудования лесного комплекса

В статье обосновано, что основными факторами, влияющими на скорость движения лесовозных автомобильных поездов, являются ровность покрытия и суммарное сопротивление движению, в связи с чем сопротивление движению лесовозных автомобильных поездов может быть принято в качестве комплексного показателя технико-эксплуатационного состояния проезжей части дороги, так как оно одновременно и характеризует прочность дороги, и определяет скорость движения по дороге.

Литература:

1. Курьянов В.К. Воздействие дорожно-транспортного комплекса на экосистемы придорожной полосы / В.К. Курьянов [и др.] // Международный журнал экспериментального образования. — 2010. — №10. — С. 84–86.

2. Курьянов В.К. Механические свойства и методы оценки прочности нежестких дорожных одежд / Курьянов [и др.] // Математическое моделирование, компьютерная оптимизация технологий, параметров оборудования и систем управления лесного комплекса: межвузовский сборник научных трудов. — Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая академия, 2005. — С. 122–126.

3. Методика вычисления транспортно-эксплуатационных затрат на содержание лесовозной автомобильной дороги / С.Ю. Саблин, А.В. Скрыпников, И.А. Высоцкая, Д. Е. Болтнев, В.В. Никитин, А.Ю. Жук // Системы. Методы. Технологии. — 2021. — №1 (49). — С. 78–81.

4. Курьянов В.К. Анализ расчетных и экспериментальных данных по допускаемым скоростям движения / В.К. Курьянов, О.Н. Бурмистрова, А.В. Скрыпников // Математическое моделирование, компьютерная оптимизация технологий, параметров оборудования и систем управления лесного комплекса: межвузовский сборник научных трудов. — Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая академия, 2000. — С. 70–75.

5. Курьянов В.К. Учет потерь народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) / В.К. Курьянов [и др.] // Проблемы функционирования, стабилизации и устойчивости развития предприятий лесопромышленного комплекса в новом столетии: материалы международной научно-практической конференции. — Воронеж, 2004. — С. 195–197.

6. Математическая модель проектирования элементов автомобильных дорог сельскохозяйственного назначения / С.Ю. Саблин, Е.В. Козлова, В.В. Никитин, О.Н. Тверитнев, Е.Д. Щербаков, А.Н. Брюховецкий // Тенденции развития технических средств и технологий в АПК: материалы международной научно-практической конференции. — Воронеж, 2021. — С. 297–306.

7. Об исследовании наезда на пешехода в темное время суток / Злобина Н.И., Денисов Г.А., Зеликов В.А. // Альтернативные источники энергии в транспортно-технологическом комплексе: проблемы и перспективы рационального использования. — 2016. — Т. 3, №1 (4). — С. 228–231.

8. Об установлении причин наезда на пешехода и повышении безопасности движения в темное время суток путем внесения изменений в транспортное законодательство / Денисов Г.А., Зеликов В.А., Злобина Н.И. // Бюллетень транспортной информации. — 2017. — №2 (260). — С. 24–26.

9. Орлов А.О. Обзор методов оптимизации состава машин при строительстве автомобильных дорог / А.О. Орлов [и др.] // Бюллетень транспортной информации. — 2019. — №5 (287). — С. 14–17.

10. Курьянов В.К. Применение компьютерного моделирования дороги для исследования механизма движения автопоездов / В.К. Курьянов, А.В. Скрыпников, Е.В. Кондрашова // Ресурсосберегающие и экологически перспективные технологии и машины лесного комплекса будущего: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию Лесоинженерного факультета Воронежской государственной лесотехнической академии. — Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая академия, 2009. — С. 214–217.

11. Курьянов В.К. Обоснование стратегии стадийного повышения эксплуатационно-экологического уровня лесовозных автомобильных дорог / В.К. Курьянов, А.В. Скрыпников, В.А. Допперт // Вестник Московского государственного университета леса. Лесной вестник. — 2009. — №2. — С. 91–93.

12. Курьянов В.К. Оценка безопасности движения при использовании автомобилями ширины проезжей части горных дорог / В.К. Курьянов, А.В. Скрыпников, Ю.А. Поляков // Математическое моделирование, компьютерная оптимизация технологий, параметров оборудования и систем управления лесного комплекса: межвузовский сборник научных трудов; под редакцией В.С. Петровского. — Воронеж: ВГЛТА, 2001. — С. 67–72.

13. Могутнов Р.В. Математическая модель геометрических и технических параметров лесных и сельскохозяйственных машин / Р.В. Могутнов [и др.] // Механизация и автоматизация технологических процессов в сельскохозяйственном производстве: материалы национальной научно-практической конференции. — 2020. — С. 441–451.

14. Скрыпников А.В. Совершенствование теории, методов и моделей повышения транспортно-эксплуатационных качеств лесовозных автомобильных дорог / А.В. Скрыпников // Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. — Воронеж, 2006.

15. Методика вычисления транспортно-эксплуатационных затрат на содержание лесовозной автомобильной дороги / С.Ю. Саблин, А.В. Скрыпников, И.А. Высоцкая, Д. Е. Болтнев, В.В. Никитин, А.Ю. Жук // Системы. Методы. Технологии. — 2021. — №1 (49). — С. 78–81.

16. Григорьев И.В. Характеристики микропрофилей трелевочных волоков, определяющие динамическое уплотнение почвы // Актуальные проблемы лесного комплекса. — 2005. — №11. — С. 5–8.

17. Григорьев И.В. Методика определения характеристик микропрофиля трелевочного волока // Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии. — 2005. — №176. — С. 76–85.

18. Кондрашова Е.В. Влияние вывозки лесоматериалов на транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог / Е.В. Кондрашова, А.В. Скрыпников, Р.А. Гниломедов // Леса России в XXI веке: материалы первой международной научно-практической интернет-конференции. — 2009. — С. 193–196.

19. Кондрашова Е.В. Оценка эксплуатационных условий лесовозных автопоездов на безопасность их движения в САПР / Е.В. Кондрашова, А.В. Скрыпников, В.К. Курьянов // Лес. Наука. Молодежь. — ВГЛТ. — 2002: сборник материалов по итогам научно-исследовательской работы молодых ученых Воронежской государственной лесотехнической академии за 2001–2002 годы. — Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая академия, 2002. — С. 175–181.

20. Модель оптимального развития сети лесных дорог в лесосырьевом массиве / В.В. Никитин, И.С. Новоселов // Вестник Московского государственного университета леса. Лесной вестник. — 2013. — №2. — С. 121–125.

21. Григорьев И.В., Куницкая О.А. Оптимальный выбор лесовозного автопоезда // Транспортные и транспортно-технологические системы. Материалы международной научно-технической конференции. Отв. ред. Н.С. Захаров. — 2019. — С. 74–78.

Из анализа статистических данных по ДТП и описания опасных дорожных ситуаций можно сделать вывод, что наезды автомобиля на дикое животное или пешеходов происходят при различных значениях скорости движения автомобиля. В зимний период на лесовозных автомобильных дорогах наезды могут происходить и при невысоких значениях скорости движения автомобиля. В связи с этим приближенные расчеты параметров наезда могут позволить эксперту сделать ошибку в заключении по экспертизе.

Рассматривая варианты предотвращения наезда на пешехода, ряд авторов [1–3] рекомендуют проводить анализ наезда с использованием пяти безопасных скоростей движения автомобиля, при которых водитель в опасных моментах и ситуациях располагает технической возможностью каким-либо способом исключить наезд. Сделаем анализ одной из пяти безопасных скоростей автомобиля, например четвертой Vб4, следуя с которой водитель может обеспечить торможение для пропуска пешехода или животного.

Предположим, пешеход (мужчина или подросток в возрасте 15 лет) перебегал проезжую часть в темпе быстрого бега под углом α к направлению движения лесовозного автопоезда. Предел скорости быстрого бега мужчин в возрасте 15–40 лет, в соответствии с данными исследований Ленинградской научно-исследовательской лаборатории судебных экспертиз [4], составляет VП = 18 км/час (5 м/с).

С такой же скоростью, максимально возможной по дорожным условиям лесовозной автомобильной дороги, по проезжей части двигался УАЗ-452, который часто встречается на лесовозных дорогах.

Согласно тормозной диаграмме наезд на пешехода может произойти в период равномерного движения, при нарастании замедления и при полном торможении автомобиля.

При равномерном движении (время реакции водителя t1) и при времени запаздывания тормозного привода (время t2) с начала возникновения опасности для движения и автомобиль, и пешеход переместятся на расстояния, равные

где Va — скорость движения автомобиля (м/с); ∆y — расстояние от края дороги до правой боковой стороны автомобиля, м; Ba — габаритная ширина автомобиля, м.

Для Цитирования:
Злобина Н.И., Зеликов В.А., Григорьева О.И., Новгородов Д.В., Обоснование пропускной способности по критерию безопасности дорожного движения на лесовозных автомобильных дорогах. Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: