Из анализа статистических данных по ДТП и описания опасных дорожных ситуаций можно сделать вывод, что наезды автомобиля на дикое животное или пешеходов происходят при различных значениях скорости движения автомобиля. В зимний период на лесовозных автомобильных дорогах наезды могут происходить и при невысоких значениях скорости движения автомобиля. В связи с этим приближенные расчеты параметров наезда могут позволить эксперту сделать ошибку в заключении по экспертизе.
Рассматривая варианты предотвращения наезда на пешехода, ряд авторов [1–3] рекомендуют проводить анализ наезда с использованием пяти безопасных скоростей движения автомобиля, при которых водитель в опасных моментах и ситуациях располагает технической возможностью каким-либо способом исключить наезд. Сделаем анализ одной из пяти безопасных скоростей автомобиля, например четвертой Vб4, следуя с которой водитель может обеспечить торможение для пропуска пешехода или животного.
Предположим, пешеход (мужчина или подросток в возрасте 15 лет) перебегал проезжую часть в темпе быстрого бега под углом α к направлению движения лесовозного автопоезда. Предел скорости быстрого бега мужчин в возрасте 15–40 лет, в соответствии с данными исследований Ленинградской научно-исследовательской лаборатории судебных экспертиз [4], составляет VП = 18 км/час (5 м/с).
С такой же скоростью, максимально возможной по дорожным условиям лесовозной автомобильной дороги, по проезжей части двигался УАЗ-452, который часто встречается на лесовозных дорогах.
Согласно тормозной диаграмме наезд на пешехода может произойти в период равномерного движения, при нарастании замедления и при полном торможении автомобиля.
При равномерном движении (время реакции водителя t1) и при времени запаздывания тормозного привода (время t2) с начала возникновения опасности для движения и автомобиль, и пешеход переместятся на расстояния, равные
где Va — скорость движения автомобиля (м/с); ∆y — расстояние от края дороги до правой боковой стороны автомобиля, м; Ba — габаритная ширина автомобиля, м.