В настоящее время для определения совокупности электромагнитных параметров турбогенераторов широкое распространение получил метод затухания постоянного тока, основанный на использовании осциллограмм переходных функций тока при ступенчатом толчке постоянного напряжения в цепи обмотки статора неподвижной машины. Методика проведения опытов и обработки результатов при определении параметров с учетом многоконтурности ротора регламентирована п. 25.1.4 отраслевого стандарта, действующего в странах СНГ, ГОСТ 10169-77 «Машины электрические трехфазные синхронные. Методы испытаний» [1].
Для определения электромагнитных параметров, соответствующих одному и тому же уровню насыщения, испытания необходимо проводить либо при очень малых (не превышающих 0,005 I ном) начальных значениях постоянного тока (i нач), когда процесс перемагничивания стали при затухании тока лежит в области обратимой магнитной проницаемости, либо при больших значениях i нач, но с осуществлением предварительного подмагничивания магнитопровода испытуемой машины постоянным током. Магнитная проницаемость массивной стали ротора при таких условиях во время переходного процесса в короткозамкнутом контуре может быть принята постоянной.
В первом случае при проведении опытов с малыми значениями изменяющегося тока следует учитывать влияние остаточного намагничивания сердечника. Однако если уровень остаточной магнитной индукции неизвестен, то для исключения влияния указанного фактора необходимо осуществлять размагничивание магнитной системы синхронной машины. При этом полученные электромагнитные параметры будут соответствовать величине магнитной проницаемости μ, близкой к ее значению в режиме холостого хода при номинальном напряжении на выводах обмотки статора.
При осуществлении предварительного подмагничивания токами различной величины в опытах принципиально возможно получение частотных характеристик для магнитного состояния ферромагнитного материала, соответствующего различной степени насыщения. Полученные при этом электромагнитные параметры, соответствующие ненасыщенному состоянию магнитопровода машины, определяют величину постоянного тока, создающего намагничивающую силу предварительного подмагничивания, исходя из условия вывода магнитного состояния стали на спадающую ветвь, близкую к основной (предельной) петле гистерезиса. Очевидно, что величина этого тока зависит от конструкции магнитопровода машины и ферромагнитных свойств применяемых электротехнических материалов. Рекомендованное существующей методикой проведения экспериментов значение тока подмагничивания, превышающее в 10–50 раз начальный ток затухания, не является в достаточной степени экспериментально проверенным. Особенно это относится к турбогенераторам, имеющим массивный ротор.