По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.984; 69.003 DOI:10.33920/vne-04-2209-05

Обоснование экономической эффективности государственных инвестиций в объекты капитального строительства

Ирина Викторовна Каракозова кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника управления государственного автономного учреждения города Москвы «Научно-исследовательский аналитический центр» (ГАЦ «НИАЦ»), доцент кафедры менеджмента и инноваций, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» (НИУ МГСУ), 115142, Россия, г. Москва, Коломенская наб., д. 10, кв. 2, E-mail: i.kar@inbox.ru, ORCID: 0000-0002-7913-919X
Юлия Сергеевна Прохорова кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента и инноваций, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» (НИУ МГСУ), 141313, Россия, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. 1-я рыбная, д. 82, кв. 94, E-mail: eshly.06@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5542-1716

Современная инвестиционно-строительная деятельность в РФ в условиях действующей парадигмы обеспечения комфортабельной среды жизнедеятельности человека должна обеспечивать непрерывное создание (улучшение) инфраструктуры территории. Ежегодно на государственном уровне создаются инвестиционные программы, отражающие приоритетные направления строительства и финансируемые за счет государственного бюджета. Однако существующие проблемы в ухудшении качества строительной продукции, не всегда высокого уровня квалификации исполнителей и необходимого строительного и инвестиционного контроля на всех стадиях жизненного цикла объекта капитального строительства обусловили появление потребности в создании системы, предусматривающей установление предела бюджетных ассигнований, чтобы покрыть существующие риски и выполнить инвестиционный проект в установленные сроки. Для решения заявленной проблемы определена предметная область исследования: процесс формирования стоимости объекта капитального строительства. Цель исследования — создание механизма определения экономической эффективности государственных инвестиций в зависимости от возникающих рисков в процессе реализации объекта капитального строительства на всем жизненном цикле. Задачи исследования: разработать методический подход по обоснованию базовых принципов и концепций, связанных с системой формирования предела бюджетных ассигнований, а также резервов средств на непредвиденные работы и затраты при определении стоимости строительства; разработать предложения по совершенствованию российского законодательства. Методы исследования: анализ и синтез, графическое моделирование, сравнительные оценки. Результаты исследования — механизм определения экономической эффективности государственных инвестиций в зависимости от коэффициента предела бюджетных ассигнований, учитывающего размер резерва средств на непредвиденные работы и затраты на этапах жизненного цикла объекта капитального строительства при реализации инвестиционного проекта. Область применения результатов: внедрение механизма определения экономической эффективности государственных инвестиций в деятельность Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, на территориальном уровне — в деятельность субъектов исполнительной власти по планированию и обеспечению инвестиционных программ.

Литература:

1. AACE International Recommended Practice No. 56R-08 Cost estimate classification system — as applied in engineering, procurement, and construction for the building and general construction industries. TCM Framework: 7.3 — Cost Estimating and Budgeting // AACE Headquarters [Электронный ресурс]. — URL: https://web.aacei.org/docs/default-source/toc/toc_56r-08.pdf?sfvrsn=4 (дата обращения: 01.05.2022).

2. AACE International Recommended Practice No. 18R-97 Cost estimate classification system — as applied in engineering, procurement, and construction for the process industries. TCM Framework: 7.3 — Cost Estimating and Budgeting // AACE Headquarters [Электронный ресурс]. — URL: https://web.aacei.org/docs/default-source/toc/toc_18r-97.pdf?sfvrsn=4 (дата обращения: 01.05.2022).

3. Seattle Public Utilities. 2017 Cost Estimating Guide // City of Seattle [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.seattle.gov/util/cs/groups/public/@spu/@engineering/documents/webcontent/02_015864.pdf (дата обращения: 10.06.2022).

4. Mubarak, I. How to estimate with RSMeans data: Basic Skills for Building Construction. Fourth ed. Published by John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, New Jersey. 2012. — 416 c.

5. RSMeans Building Construction Cost Data 2014. 72nd Edition by R.S. Means Company. — 946 c.

6. Tsopa, N., Sheina, S. Formation the construction cost for residential buildings at the design stages. — 2019. — № 983 — С. 224–235.

7. Беседин, М. А. Развитие рыночных методов ценообразования в строительстве на основе укрупненных сметных нормативов: автореф. дис. … канд. эк. наук. — НН: ФГБОУ ВПО НнГАСУ, 2012. — 20 с.

8. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901714433 (дата обращения: 11.06.2022).

9. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/901919338 (дата обращения: 01.01.2022).

10. Журавлев, П. А., Марукян, А. М. Обоснование планируемой стоимости инвестиционно-строительных проектов // Вестник МГСУ. — 2020. — Т. 15. — № 12. — С. 1693–1707. DOI 10.22227/1997-0935.2020.12.16931707.

11. Журавлев, П. А. Цена строительства и этапы ее формирования // Вестник Иркутского государственного технического университета. — 2015. — № 9 (104). — С. 174–178.

12. Журавлев, П. А., Сборщиков, С. Б. К вопросу использования ресурсно-технологического моделирования при формировании инвестиционных программ // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. — 2017. — № 7. — С. 198–201. DOI 10.12737/article_5940f01b577 8c2.44174358.

13. Игнатова, Т. В. Определение предполагаемой стоимости объектов капитального строительства на предпроектной стадии // Вестник государственной экспертизы. — 2019. — № 02 (11). — С. 85–91.

14. Исаева, Е. Л. Актуальные нормативно-методические вопросы формирования стоимости строительства при планировании капитальных вложений // Матрица научного познания. — 2021. — № 6-1. — С. 168–174.

15. Коледа, М. А. Проблемы и перспективы формирования нормативов цены строительства в современных условиях // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Строительство: сборник статей. — Самара: Самарский государственный технический университет, 2019. — С. 653–658.

16. Лихаев, С. В. Презентация «Стратегии развития ценообразования в строительстве. Реализуемые мероприятия» // Главгосэкспертиза России [Электронный ресурс]. — URL: https://gge.ru/upload/iblock/ e99/%D0%A1.%D0%92.%20%D0%9B%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%B5%D0%B2.%20%D0%A1%D1%82% D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D1% 80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D1%

86%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1 %80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20 %D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2 %D0%B5.%20%D0%A0%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D 0%B5%20%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F.pdf (дата обращения: 01.01.2022).

17. Олейникова, Н. Н. Формирование риск-ориентированной стоимости инвестиционно-строительных проектов. дис. … канд. эк. наук. ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова» — М., 2016. — 196 с.

18. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями на 24 февраля 2021 г.) [Электронный ресурс]. — URL: http://docs.cntd.ru/document/499011838 (дата обращения: 01.01.2022).

19. Петровский, А. И., Капустина, Н. В. Взаимосвязь точности оценки стоимости строительства и экономической эффективности инвестиционно-строительных проектов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2021. — № 1. — С. 165–169.

20. Поздняков, В. Б. Механизм и методы оценки стоимости строительства на различных стадиях реализации инвестиционно-строительного проекта: Автореф. дис. … канд. экон. наук. — СПб.: ГОУ ВПО СПбГИЭУ, 2008. — 19 с.

21. Постановление Правительства РФ от 12 мая 2017 г. № 563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/ document/436733513 (дата обращения: 01.04.2022).

22. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2008 г. № 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения» [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/902114875 (дата обращения: 20.06.2022).

23. Постановление Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/902030917 (дата обращения: 20.06.2022).

24. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104806/ (дата обращения: 01.01.2022).

25. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1494 «Об утверждении Правил принятия решения о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/71578306/ (дата обращения: 01.01.2022).

26. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1159 (ред. от 01.12.2021) «О критериях экономической эффективности проектной документации» [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/ document/436705105 (дата обращения: 01.01.2022).

27. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2017 г. № 1691 «О порядке принятия решений о предоставлении из федерального бюджета субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям» [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/71849490/ (дата обращения: 01.01.2022).

28. Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/555941896 (дата обращения: 01.01.2022).

29. Приказ Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр «Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/565649004 (дата обращения: 01.01.2022).

30. Приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства» [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/564162530 (дата обращения: 01.01.2022).

31. Приказ Минстроя России от 29.05.2019 № 314/пр «Об утверждении Методики разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения» [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/560345661 (дата обращения: 01.01.2022).

32. Приказ Фонда социального страхования РФ от 09.11.2017 № 543 «Об утверждении формы паспорта инвестиционного проекта в отношении объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/542612441 (дата обращения: 01.01.2022).

33. Шахбазян, Д. А. Проблемные аспекты исполнения федеральной адресной инвестиционной программы // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2017. — № 4-2. — С. 129–132.

1. AACE Headquarters. (2022). AACE International Recommended Practice No. 56R-08 Cost estimate classification system — as applied in engineering, procurement, and construction for the building and general construction industries. TCM Framework: 7.3 — Cost Estimating and Budgeting. — Available at: https://web.aacei. org/docs/default-source/toc/toc_56r-08.pdf?sfvrsn=4 (accessed: 01.05.2022).

2. AACE Headquarters. (2022). AACE International Recommended Practice No. 18R-97 Cost estimate classifi cation system — as applied in engineering, procurement, and construction for the process industries. TCM Framework: 7.3 — Cost Estimating and Budgeting. — Available at: https://web.aacei.org/docs/default-source/toc/ toc_18r-97.pdf?sfvrsn=4 (accessed: 01.05.2022).

3. City of Seattle. (2017). Seattle Public Utilities. 2017 Cost Estimating Guide. — Available at: https://www.seattle.gov/util/cs/groups/public/@spu/@engineering/documents/webcontent/02_015864.pdf (accessed: 10.06.2022).

4. Mubarak, I. (2012). How to estimate with RSMeans data: Basic Skills for Building Construction. Fourth ed. Published by John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, New Jersey. 416 p.

5. RSMeans Building Construction Cost Data 2014. 72nd Edition by R. S. Means Company. 946 p.

6. Tsopa, N., Sheina, S. (2019). Formation the construction cost for residential buildings at the design stages. Nо. 983. pp. 224–235.

7. Besedin, M. A. (2012). The development of market pricing methods in construction on the basis of aggregated estimated standards. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, 20 p. (in Russian).

8. Budget Code of the Russian Federation of July 31, 1998 Nо. 145-FZ (as amended on November 29, 2021). — Available at: https://docs.cntd.ru/document/901714433 (accessed: 11.06.2022) (in Russian).

9. Urban Planning Code of the Russian Federation dated December 29, 2004 No. 190-FZ. — Available at: https://docs.cntd.ru/document/901919338 (accessed: 01.01.2022) (in Russian).

10. Zhuravlev, P. A., Marukyan, A. M. (2020). Obosnovanie planiruemoi stoimosti investitsionno-stroitel’nykh proektov [Substantiation of projected costs of investment and construction projects]. Vestnik MGSU [Bulletin of MGSU]. Vol. 15, No. 12, pp. 1693–1707. DOI: 10.22227/1997-0935.2020.12.1693-1707 (in Russian).

11. Zhuravlev, P. A. (2015). Tsena stroitel’stva i etapy ee formirovaniia [Construction cost and its formation stages]. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Irkutsk State Technical University]. No. 9 (104), pp. 174–178. (in Russian).

12. Zhuravlev, P. A., Sborshikov, S. B. (2017). K voprosu ispol’zovaniia resursno-tekhnologicheskogo modelirovaniia pri formirovanii investitsionnykh programm [On the question of use of resource-technological modeling in the formation of investment programs]. Vestnik Belgorodskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta im. V. G. Shukhova [Bulletin of Belgorod State Technological University named after V. G. Shukhov]. No. 7, pp. 198–201. DOI 10.12737/article_5940f01b5778c2.44174358 (in Russian).

13. Ignatova, T. V. (2019). Opredelenie predpolagaemoi stoimosti ob»ektov kapital’nogo stroitel’stva na predproektnoi stadii [Determination of the estimated cost of capital construction objects at the pre-project stage]. Vestnik gosudarstvennoi ekspertizy [Bulletin of the State Expertise]. No. 02 (11), pp. 85–91 (in Russian).

14. Isayeva, E. L. (2021). Aktual’nye normativno-metodicheskie voprosy formirovaniia stoimosti stroitel’stva pri planirovanii kapital’nykh vlozhenii [Actual normative-methodical questions of formation of cost of building at planning of capital investments]. Matritsa nauchnogo poznaniia [Matrix of scientific knowledge]. No. 6-1, pp. 168–174 (in Russian).

15. Koleda, M. A. (2019). Problemy i perspektivy formirovaniia normativov tseny stroitel’stva v sovremennykh usloviiakh [Problems and prospects of the formation of standards of construction prices in modern conditions]. Traditions and innovations in construction and architecture. Samara: Samara State Technical University. Pp. 653–658. (in Russian).

16. Likhayev, S. V. (2020). Strategies for the development of pricing in construction. Implemented measures. Glavgosekspertiza of Russia. — Available at: https://gge.ru/upload/iblock/e99/%D0%A1.%D0%92.%20%D0%9B %D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%B5%D0%B2.%20%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0 %B3%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D1% 86%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%B D%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB %D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5.%20%D0%A0%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D1 %83%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B5%20%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8% D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F.pdf (accessed: 01.01.2022) (in Russian).

17. Oleinikova, N. N. (2016). Formation of risk-oriented value of investment-construction projects. Moscow: Plekhanov Russian University of Economics. 196 p. (in Russian).

18. On the contractual system in the sphere of procurement of goods, works and services for state and municipal needs. Federal Law of 05.04.2013 Nо. 44-FZ (as amended on February 24, 2021). — Available at: http:// docs.cntd.ru/document/499011838 (accessed: 01.01.2022) (in Russian).

19. Petrovsky, A. I., Kapustina, N. V. (2021). Vzaimosviaz’ tochnosti otsenki stoimosti stroitel’stva i ekonomicheskoi effektivnosti investitsionno-stroitel’nykh proektov [Interrelation of accuracy of estimation of the cost of construction and economic efficiency of investment-construction projects]. State and Municipal Management. Scientific Notes. No. 1, pp. 165–169 (in Russian).

20. Pozdnyakov, V. B. (2008). Mekhanizm i metody otsenki stoimosti stroitel’stva na razlichnykh stadiiakh realizatsii investitsionno-stroitel’nogo proekta [Mechanism and methods for estimating the cost of construction at various stages of the implementation of investment and construction project abstract]. Saint Petersburg: GOU VPO "SPbGIEU". 19 p. (in Russian).

21. Decree of the Government of the Russian Federation No. 563 of May 12, 2017 "On the procedure and on the grounds for concluding contracts whose subject matter is the simultaneous performance of work on the design, construction and commissioning of capital construction facilities, and on amendments to certain acts of the Government of the Russian Federation". — Available at: https://docs.cntd.ru/document/436733513 (accessed: 01.04.2022) (in Russian).

22. Decree of the Government of the Russian Federation No. 590 of August 12, 2008 "On the Procedure for Checking Investment Projects as to the Effi ciency of the Use of Federal Budget Funds Allocated to Capital Investments". — Available at: https://docs.cntd.ru/document/902114875 (accessed: 20.06.2022) (in Russian).

23. Decree of the Government of the Russian Federation of March 5, 2007 Nо. 145 "On the order of organization and conduct of the state expertise of design documentation and results of engineering surveys". — Available at: https://docs.cntd.ru/document/902030917 (accessed: 20.06.2022) (in Russian).

24. Decree of the Government of the Russian Federation No. 716 of September 13, 2010 "On Approval of the Rules for the Formation and Implementation of the Federal Targeted Investment Program". — Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104806/ (accessed: 01.01.2022) (in Russian).

25. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1494 of December 26, 2016 "On Approval of the Rules for Decision Making on Granting Subsidies for Making Capital Investments in Capital Construction Facilities of State Property of the Russian Federation and Acquisition of Immovable Property in State Property of the Russian Federation at the Expense of the Budget of the Social Insurance Fund of the Russian Federation". — Available at: https://base.garant.ru/71578306/ (accessed: 01.01.2022) (in Russian).

26. Decree of the Government of the Russian Federation of 12.11.2016 Nо. 1159 (rev. from 01.12.2021) "On the criteria of economic efficiency of project documentation". — Available at: https://docs.cntd.ru/ document/436705105 (accessed: 01.01.2022) (in Russian).

27. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1691 of December 29, 2017 "On the Procedure for Making Decisions on Granting Subsidies from the Federal Budget to State Corporations (Companies) and PublicLegal Companies". — Available at: https://base.garant.ru/71849490/ (accessed: 01.01.2022) (in Russian).

28. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1496 of December 9, 2017 "On Measures to Enforce the Federal Budget". — Available at: https://docs.cntd.ru/document/555941896 (accessed: 01.01.2022).

29. Order of the RF Ministry of Construction dated 04.08.2020 No. 421/pr "On Approval of the Methods of Estimated Cost of Construction, Reconstruction, Capital Repair, Demolition of Capital Construction Objects, Works on Preservation of Cultural Heritage Objects (Historical and Cultural Monuments) of Nations of the Russian Federation in the Russian Federation". — Available at: https://docs.cntd.ru/document/565649004 (accessed: 01.01.2022) (in Russian).

30. Order of the Ministry of Construction of the Russian Federation of 23.12.2019 Nо. 841/pr "On approval of the procedure for determining the initial (maximum) price of the contract, the price of the contract, concluded with the only supplier (contractor, executor), the initial unit price of goods, works and services in the implementation of procurement in the field of urban planning (except for territorial planning) and the methodology of the contract estimate, the subject of which is the construction, reconstruction of capital construction objects". — Available at: https://docs.cntd.ru/document/564162530 (accessed: 01.01.2022) (in Russian).

31. Order of the Ministry of Construction of the Russian Federation of 29.05.2019 Nо. 314/pr "On Approval of the Methodology for the Development and Application of Consolidated Standards of Construction Prices, as well as the procedure for their approval". — Available at: https://docs.cntd.ru/document/560345661 (accessed: 01.01.2022) (in Russian).

32. Order of the Social Insurance Fund of the Russian Federation of 09.11.2017 Nо. 543 "On approval of the form of the passport of the investment project in respect of the object of capital construction of state property of the Russian Federation". — Available at: https://docs.cntd.ru/document/542612441 (accessed: 01.01.2022) (in Russian).

33. Shahbazyan, D. A. (2017). Problem aspects of the execution of the Federal Targeted Investment Program. Economics and Business: Theory and Practice. No. 4-2, pp. 129–132.

Дата поступления рукописи в редакцию: 21.07.2022.

Дата принятия рукописи в печать: 12.08.2022.

С переходом Российской Федерации на рыночные отношения сократились сроки планирования инвестиций и проектирования объекта капитального строительства (далее — ОКС), соответственно увеличились риски, отражающие факторы увеличение стоимости строительства ОКС и его реализацию в заданные сроки. Системы ценообразования, бюджетирования, закупок и контрактации остались в большей части основанные на принципах плановой экономики. В настоящее время стоимость строительства ОКС с прямым участием государства рассчитывается с использованием усредненных сметных норм, расценок и укрупненных показателей стоимости. Данное обстоятельство является серьезной проблемой, так как зачастую идентичные ОКС имеют стоимости, которые могут значительно отличаться. На данный момент законодательством практически не предусмотрено никаких запасов денежных средств на точность расчетов стоимости строительства на разных стадиях инвестиционного проекта, в связи с чем при возникновении необходимости увеличения стоимости и на стадии проектирования, и на стадии строительства, принятых норм оказывается недостаточно, чтобы покрыть существующие риски и выполнить обязательства по окончанию строительства в заданные проектом сроки.

Вопросы планирования финансирования строительства с использованием бюджетных ассигнований, в том числе за рубежом, рассматривались в работах Позднякова В. Б. [20], Олейниковой Н. Н. [17], Беседина М. А. [7], Шахбазян Д. А. [33], Петровского А. И. [19], Цопы Н. В. [6], Журавлева П. А. [10–12] и других ученых [14]. Однако обобщение накопленного теоретического и практического опыта показало, что, несмотря на высокую степень изучения существующих проблем государственного финансирования и ценообразования, в большей степени отсутствуют механизм и принципы, которые определяют оптимальную величину резерва средств на непредвиденные работы и затраты, а также общие затраты на разных стадиях инвестиционного проекта.

Для Цитирования:
Ирина Викторовна Каракозова, Юлия Сергеевна Прохорова, Обоснование экономической эффективности государственных инвестиций в объекты капитального строительства. Международная экономика. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: