По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Обоснование безопасности эксплуатации объектов транспорта газа при нарушении зон минимальных расстояний

Гуськов М.А. доцент кафедры промышленной безопасности и охраны окружающей среды, канд. техн. наук, РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, e-mail: guskov.m@gubkin.ru
Фомина Е.Е. доцент кафедры промышленной безопасности и охраны окружающей среды, канд. техн. наук, РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, e-mail: ka72@bk.ru
Круглов В.В. проректор по безопасности, доцент кафедры промышленной безопасности и охраны окружающей среды, канд. экон. наук, РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, e-mail: vkrug@gubkin.pro
Шишкин С.В. эксперт по промышленной безопасности, генеральный директор, ООО «СТД — Системы технической диагностики», e-mail: info@std-diagnostika.com

Рассмотрена проблема безопасной эксплуатации опасных производственных объектов магистрального транспорта природного газа при наличии нарушений зон минимальных расстояний и определены пути ее решения. Продемонстрирована привязка зон минимальных расстояний к публичной кадастровой карте Росреестра.Представлен методический подход к разработке обоснования безопасности опасных производственных объектов транспорта газа на примере газораспределительной станции II класса опасности. Описаны основные этапы и обобщенные результаты разработки обоснования безопасности газораспределительной станции с проектной производительностью 70 тыс. м³ /час и входным давлением 5,4 МПа, которая эксплуатируется с нарушением зон минимальных расстояний. Представлены результаты расчетов частот возможных аварий, зон поражения при их реализации и рисков. Среди основных сценариев аварий рассматривались: разгерметизация подземного и надземного участков входного газопровода с последующим взрывом и пожаром, разгерметизация трубопроводов и фланцевых соединений в помещении блока редуцирования с последующим взрывом и пожаром. Расчетный индивидуальный риск гибели персонала и третьих лиц не превысил значений допустимого риска, установленного нормативными документами Российской Федерации. Предложен вариант компенсирующих мероприятий для минимизации возможности реализации и последствий на данном опасном производственном объекте.

Литература:

1. Anjuman Shahriar, Rehan Sadiq, Solomon Tesfamariam Risk analysis for oil & gas pipelines: A sustainability assessment approach using fuzzy based bow-tie analysis // Journal of Loss Prevention in the Process Industries 2012. 25 (3): 505–523 pp.

2. Butler C. J., Royle M. Experimental data acquistion for validation of a new vapour cloud fire (VCF) modeling approach. Report HSL/2001/15/ Health and safety Laboratory. — Buxton, 2000. URL: http://www. hse. gov. uk/Research/hsl_pdf/2001/ hsl01–15.pdf (дата обращения: 24.01.2021).

3. CPR 16E. Methods for the determination of possible damage (Green Book)/A.J. Roos — Chapter 2. The consequences of Explosion effects on structures. — Voorburg, 1987. — 76 p.

4. CPR 16E. Methods for the determination of possible damage (Green Book)/A.J. Roos — Chapter 3. The consequences of Explosion effects on humans. — Voorburg, 1987. — 43 p.

5. Performance of European cross-country oil pipelines. Statistical summary of reported spillages in 2017 and since 1971. Prepared by the Concawe Oil Pipelines Management Group»s Special Task Force on oil pipeline spillage (OP/STF-1). Brussels, June 2019. — 57 p.

6. Peng Zhang, Guojin Qin, Yihuan Wang Risk Assessment System for Oil and Gas Pipelines Laid in One Ditch Based on Quantitative Risk Analysis // Energies 2019, 12, 981.

7. Методические рекомендации по определению количества пострадавших при чрезвычайных ситуациях (утв. МЧС России 01.09.2007 № 1-4-60-9-9).

8. Приказ МЧС России от 08.07.2004 № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях».

9. Приказ Ростехнадзора от 11.12.2020 № 517 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов».

10. Приказ Ростехнадзора от 26.12.2018 № 647 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта газа».

11. Публичная кадастровая карта [Электронный ресурс]. Дата обновления: 27.01.2021. URL: https://pkk5.rosreestr.ru/ (дата обращения: 01.08.2021).

12. СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06–85*" (утв. Приказом Госстроя от 25.12.2012 № 108/ГС).

13. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ.

14. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

15. Фоновые показатели опасности аварий и несчастных случаев на ОПО нефтегазового комплекса [Электронный ресурс]. URL: http://www. gosnadzor.ru/ industrial/oil/lessons/ (дата обращения: 31.08.2021).

На опасных производственных объектах (далее — ОПО) магистрального транспорта газа в условиях требований законодательства Российской Федерации необходимо соблюдение документов в области безопасности, в их числе: требования по сохранению жизни и здоровья персонала, предотвращению аварий и пожароопасных ситуаций, требования по недопущению чрезвычайных ситуаций и экологических катастроф. Согласно федеральному законодательству организация, эксплуатирующая ОПО, обязана соблюдать требования федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, в данном случае (наряду с прочими) это «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов» [9]. Данный нормативный документ устанавливает требование по необходимости соблюдения минимальных расстояний от действующих объектов инфраструктуры магистральных газотранспортных систем, в том числе и газораспределительных станций [12].

В условиях российских реалий в ряде случаев возможна ситуация, когда возникает правовая коллизия: оформленные на земельных участках без обременений жилые и производственные постройки, а также объекты инженерной инфраструктуры попадают в зону нарушения минимальных расстояний от действующей сети транспорта газа.

При этом вопрос о происхождении данной ситуации не всегда очевиден. Российская судебная система, не являясь прецедентной, выносит абсолютно разнонаправленные решения в спорах по данной проблеме. Для создания безопасных условий для третьих лиц, находящихся в зоне нарушений требований федеральных норм и правил, можно предложить четыре основных пути решения данной проблемы:

1) прекратить эксплуатацию ОПО, который является источником опасности для третьих лиц при нарушении зон минимальных расстояний;

2) ликвидировать частный объект, находящийся в зоне нарушения минимальных расстояний;

3) устранить нарушения и привести эксплуатацию ОПО в соответствие с требованиями [9, 12] переместив ОПО;

4) разработать для ОПО обоснование безопасности с научно обоснованными мероприятиями по минимизации опасных факторов аварий на объекте.

Для Цитирования:
Гуськов М.А., Фомина Е.Е., Круглов В.В., Шишкин С.В., Обоснование безопасности эксплуатации объектов транспорта газа при нарушении зон минимальных расстояний. Безопасность и охрана труда на предприятиях топливно-энергетического комплекса. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: