Росстат отмечает падение производства высокотехнологичных отраслей, особенно самолетов и вертолетов гражданского и военного назначения, космических аппаратов и др. Причины как внутренние — пройден пик оборонзаказа по перевооружению армии, так и внешние — запрет США на поставку электронных частей и компонентов двойного назначения и переориентация на поставщиков из стран ЮВА. Все это — сигнал обратить внимание на «оборонку» и ее диверсификацию (конверсию) в пользу «гражданки». Ведь «гражданка», которую, по словам президента, должна вытянуть «оборонка», особенно высокотехнологичная, — одна из приоритетных задач промышленной политики роста, жизненно необходимого для России сегодня.
Год назад в интервью газете «Ведомости» замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков, объясняя важность гражданской диверсификации военного производства, отмечал, что предприятия ОПК более чем на 80 % зависят от одного заказчика — государства, которое к 2025 г. завершит действующую программу перевооружения армии. Большинство предприятий ОПК столкнутся с проблемой нахождения альтернативных источников заказов и выручки. Необходима новая модель развития отрасли: доля гражданской продукции ОПК должна вырасти с теперешних 17 до 50 % к 2030 г.!
Готов ли к этому менеджмент отрасли, привыкший работать по приказу? Кто будет носителем новых компетенций, рыночного менталитета и таких категорий, как прибыль, маркетинг, конкурентоспособность гражданской продукции? Ведь рыночные ниши, как внутренние, так и в особенности внешние, заняты конкурентами. Не менее важно представлять, кто обеспечит масштабные инвестиции, российские и иностранные, и какими будут правила «игры», т. е. частно-государственного партнерства.
Пока вопросов больше, чем ответов. К этому следует добавить упущенное время, когда из-за неверных политико-экономических решений руководства страны в 1990-е гг., особенно неолиберальных рецептов реформаторов, курс на конверсию был обречен на неудачу, а бездумная либерализация импорта привела к захвату внутреннего рынка импортными товарами из США и Западной Европы и свертыванию многих гражданских производств, в т. ч. таких базовых, как машиностроение. А в это время военно-промышленный комплекс Китая, например, наращивал объемы производства гражданской продукции, в т. ч. экспортной, и делал ее преобладающей над военной, причем для большинства его предприятий «гражданка» стала главным источником прибыли.