По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

«Облачная» дипломатия как тренд в эпоху пандемии: опыт Италии

Ксения Табаринцева-Романова доцент кафедры теории и истории международных отношений Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, E-mail: kmromanova@mail.ru
Маррас Пьера магистрант кафедры теории и истории международных отношений Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, E-mail: marraspiera94@gmail.com

2020 год стал переломным для многих сфер жизни, не стала исключением и дипломатическая деятельность. В условиях «закрытых» границ дипломатическим сотрудникам пришлось искать новые формы взаимодействия. Результатом таких поисков стал феномен «облачной» дипломатии как один из подвидов цифровой дипломатии. Как показал анализ проведенных исследований, даже среди дипломатов нет единого мнения относительно цифровизации внешнеполитической деятельности. С одной стороны, она позволяет сократить финансовые и временные затраты на «живые» встречи и ускорить обсуждение и решение оперативных вопросов; с другой стороны, такое виртуальное общение не позволяет «уловить истинный настрой» собеседника и ограничивает его возможности сбора дополнительной информации. На основе изучения информации, представленной на официальных сайтах президента, правительства и Министерства иностранных дел за период с 01.03.2020 по 31.12.2020 г., мы пришли к следующим выводам: 1) цифровизация прочно вошла в арсенал средств реализации внешнеполитической деятельности; 2) «облачная» дипломатия позволяет обсуждать широкий спектр актуальных вопросов; 3) «облачная» дипломатия не стала приоритетным инструментом в работе дипломатов; т. е. она имеет утилитарный характер, а не ценностно-смысловой. При этом внедрение в оборот цифровых средств коммуникации позволило более активно включить в процесс внешнеполитического взаимодействия негосударственных акторов: некоммерческие организации, частные лица и т. п. Кроме того, процесс цифровизации заставил официальные учреждения и политических деятелей активно использовать социальные сети в своей повседневной деятельности в качестве инструмента прямой коммуникации с обществом. Резюмируя, отметим, что режим изоляции во всем мире спровоцировал настоящий «бум» в сфере цифровых коммуникаций, которые стали неотъемлемой частью международных отношений в парадигме новой «нормальности».

Литература:

1. Зонова Т. В. Цифровая дипломатия в дипломатической и консульской службе//Дипломатическая служба. — 2015. — № 3 (36). — С. 176–183.

2. 2020 in review: top 10 moments in digital diplomacy. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://medium.com/digital-diplomacy/2020-in-review-top-10-moments-in-digital-diplomacy57b802e0159c (дата обращения: 21.02.2021).

3. Bjola C. Digital diplomacy: the state of the art. Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ora.ox.ac.uk/objects/uuid:15edf0d2-f067–455a-84b2–606ba6e6727b/download_fi le?fi le_format= pdf&safe_fi lename=Revised %2B %2BIntroduction %2BCBJ.pdf&type_of_work=Journal+article (дата обращения: 10.02.2021).

4. Bjola C., Manor I. Digital diplomacy in the time of the coronavirus pandemic [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uscpublicdiplomacy.org/blog/digital-diplomacy-time-coronaviruspandemic (дата обращения: 21.02.2021)

5. COVID-19: Cina impegnata nella 'diplomazia in cloud' Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ansa.it/sito/notizie/mondo/notiziario_xinhua/2020/05/24/covid-19cina-impegnata-nelladiplomazia-in-cloud_7458fe4a-1cb2–458e-aee6-f548925dd63d.html. (дата обращения: 21.02.2021).

6. Fabiana L. UE agli Stati: “Confi ni interni aperti dal 15 giugno, ma la revoca delle frontiere esterne sarà graduale” Euronews 11.06.2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.eunews. it/2020/06/11/ue-agli-stati-confi ni-interni-aperti-dal-15-giugno-la-revoca-delle-frontiere-esterne-saragraduale/131060 (дата обращения: 21.02.2021).

7. Garofalo L. Perché Zoom? Il Senato risponde a Key4biz. Intanto la Francia sceglie la videoconferenza di Stato open source. Key4biz 22.06.2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.key4biz. it/perche-zoom-il-senato-risponde-a-key4biz-intanto-la-francia-sceglie-la-videoconferenza-di-statoopen-source/311085/(дата обращения: 20.02.2021).

8. Hanson F. Revolution @State: The Spread of Ediplomacy//The Lowy Institute. 2012. — Рp. 1–5.

9. Il diplomatico digitale? Deve essere come un bravo cuoco. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.diplomaziadigitale.it/category/diplomazia-digitale-italiana/(дата обращения: 21.02.2021).

10. Il Presidente Conte fi rma il Dpcm 9 marzo 2020. Governo Italiano, Presidenza del Consiglio dei Ministri 09.03.2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.governo.it/it/articolo/fi rmatoil-dpcm-9-marzo-2020/14276 (дата обращения: 21.02.2021).

11. Interview with Priya Doshi: Digital Diplomacy: Changing the World Through Communication//American University. 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. american.edu/soc/news/digital-diplomacy-q-a.cfm. (дата обращения: 21.02.2021).

12. La diplomazia su Zoom e la ricerca delle vibrazioni perdute [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.repubblica.it/dossier/stazione-futuro-riccardo-luna/2020/09/23/news/la_diplomazia_ su_zoom_e_la_ricerca_delle_vibrazioni_perdute-268329200/(дата обращения: 21.02.2021).

13. Luna R. La diplomazia su Zoom e la ricerca delle vibrazioni perdute. La Repubblica, 23.09.2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.repubblica.it/dossier/stazionefuturo-riccardo-luna/2020/09/23/news/la_diplomazia_su_zoom_e_la_ricerca_delle_vibrazioni_ perdute-268329200/(дата обращения: 21.02.2021).

14. Melissen J. The new public diplomacy. 2005 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://culturaldiplomacy.org/academy/pdf/research/books/soft_power/The_New_Public_Diplomacy. pdf (дата обращения: 21.02.2021).

15. Sandre A. Twitter for Diplomats//Diplo Foundation. 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://issuu.com/diplo/docs/twitter_for_diplomats (дата обращения: 21.02.2021).

16. Twiplomacy: Terzi, con i social network politica estera più vicina ai cittadini [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ambwashingtondc.esteri.it/ambasciata_washington/it/salastampa/dall_ambasciata/2012/06/20120614_twiplomacy.html (дата обращения: 21.02.2021).

17. Vimont P. Diplomacy During the Quarantine: An Opportunity for More Agile Craftsmanship [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://carnegieeurope.eu/2020/09/02/diplomacy-duringquarantine-opportunity-for-more-agile-craftsmanship-pub-82559 (дата обращения: 28.02.2021).

18. 2020 in review: top 10 moments in digital diplomacy. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://medium.com/digital-diplomacy/2020-in-review-top-10-moments-in-digital-diplomacy57b802e0159c (дата обращения: 21.02.2021).

19. Bjola C. Digital diplomacy: the state of the art. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ora.ox.ac.uk/objects/uuid:15edf0d2-f067–455a-84b2–606ba6e6727b/download_fi le?fi le_format= pdf&safe_fi lename=Revised %2B %2BIntroduction %2BCBJ.pdf&type_of_work=Journal+article (дата обращения: 10.02.2021).

20. Bjola C., Manor I. Digital diplomacy in the time of the coronavirus pandemic [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uscpublicdiplomacy.org/blog/digital-diplomacy-time-coronaviruspandemic (дата обращения: 21.02.2021).

21. COVID-19: Cina impegnata nella 'diplomazia in cloud' [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ansa.it/sito/notizie/mondo/notiziario_xinhua/2020/05/24/covid-19cina-impegnata-nelladiplomazia-in-cloud_7458fe4a-1cb2–458e-aee6-f548925dd63d.html (дата обращения: 21.02.2021).

22. Fabiana L. UE agli Stati: “Confi ni interni aperti dal 15 giugno, ma la revoca delle frontiere esterne sarà graduale” Euronews 11.06.2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.eunews. it/2020/06/11/ue-agli-stati-confi ni-interni-aperti-dal-15-giugno-la-revoca-delle-frontiere-esterne-saragraduale/131060 (дата обращения: 21.02.2021).

23. Garofalo L. Perché Zoom? Il Senato risponde a Key4biz. Intanto la Francia sceglie la videoconferenza di Stato open source. Key4biz 22.06.2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.key4biz.it/perche-zoom-il-senato-risponde-a-key4biz-intanto-la-francia-sceglie-lavideoconferenza-di-stato-open-source/311085/(дата обращения: 20.02.2021).

24. Hanson F. Revolution @State: The Spread of Ediplomacy//The Lowy Institute. 2012. — Рp. 1–5.

25. Il diplomatico digitale? Deve essere come un bravo cuoco [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.diplomaziadigitale.it/category/diplomazia-digitale-italiana/(дата обращения: 21.02.2021).

26. Il Presidente Conte fi rma il Dpcm 9 marzo 2020. Governo Italiano, Presidenza del Consiglio dei Ministri 09.03.2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.governo.it/it/articolo/fi rmatoil-dpcm-9-marzo-2020/14276 (дата обращения: 21.02.2021).

27. Interview with Priya Doshi: Digital Diplomacy: Changing the World Through Communication//American University. 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. american.edu/soc/news/digital-diplomacy-q-a.cfm. (дата обращения: 21.02.2021).

28. La diplomazia su Zoom e la ricerca delle vibrazioni perdute [Электронный ресурс]//URL: https://www.repubblica.it/dossier/stazione-futuro-riccardo-luna/2020/09/23/news/la_diplomazia_su_ zoom_e_la_ricerca_delle_vibrazioni_perdute-268329200/(дата обращения: 21.02.2021).

29. Luna R. La diplomazia su Zoom e la ricerca delle vibrazioni perdute. La Repubblica, 23.09.2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.repubblica.it/dossier/stazionefuturo-riccardo-luna/2020/09/23/news/la_diplomazia_su_zoom_e_la_ricerca_delle_vibrazioni_ perdute-268329200/(дата обращения: 21.02.2021).

30. Melissen J. The new public diplomacy. 2005. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://culturaldiplomacy.org/academy/pdf/research/books/soft_power/The_New_Public_Diplomacy. pdf (дата обращения: 21.02.2021).

31. Sandre A. Twitter for Diplomats//Diplo Foundation. 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://issuu.com/diplo/docs/twitter_for_diplomats (дата обращения: 21.02.2021).

32. Twiplomacy: Terzi, con i social network politica estera più vicina ai cittadini [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ambwashingtondc.esteri.it/ambasciata_washington/it/salastampa/dall_ambasciata/2012/06/20120614_twiplomacy.html (дата обращения: 21.02.2021).

33. Vimont P. Diplomacy During the Quarantine: An Opportunity for More Agile Craftsmanship. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://carnegieeurope.eu/2020/09/02/diplomacy-duringquarantine-opportunity-for-more-agile-craftsmanship-pub-82559 (дата обращения: 28.02.2021).

34. Zonova T. V. Digital diplomacy in the diplomatic and consular service, The diplomatic service, 2015, vol. 3 (36). — Рp. 176–183. (In Russian).

Международные отношения не только претерпели преобразования, вызванные новыми коммуникационными технологиями, но также внесли свой вклад в создание новых глобальных и культурных явлений. Такие слова, как электронная дипломатия, кибердипломатия, цифровая дипломатия, виртуальная дипломатия и новая публичная дипломатия, — это лишь некоторые из терминов, которые говорят о метаморфозах характера цифровой дипломатии, вторгающиехся в практику дипломатии и международных отношений. В результате получается клубок, ключ к которому ищется во множестве часто не слишком четких и повторяющихся определений одних и тех же концепций под разными именами. Если, с одной стороны, появляются новые способы ведения дипломатии, с другой — отсутствуют более точные определения. Автоматически концепции дипломатии и международных отношений претерпевают фундаментальные изменения, по крайней мере, рождаются новые модели, например как организовать дипломатию и переговоры в офлайн и онлайн (цифровое взаимодействие). Международные отношения во время пандемии потребовали использования Интернета в качестве основы для общения и переговоров. Роль Интернета стала доминирующей в качестве основного направления (инструмента) в отношениях между народами и между странами. Ожидается, что Интернет будет динамичным, так что международные отношения и дипломатия станут более гибкими, мобильными, дешевыми, быстрыми и творческими. То, что описано выше, можно отнести к проблемам того, как дипломатия и международные отношения меняют себя от аналоговой дипломатии к цифровой дипломатии, или тому, что в нынешних терминах известно как виртуальная дипломатия. В настоящей работе мы тезисно рассмотрим основные существующие определения видов цифровой дипломатии и сконцентрируем свое внимание на анализе «облачной» дипломатии Итальянской Республики в период с марта по декабрь 2020 г. («первая» и «вторая» волны пандемии COVID-19).

Цифровая дипломатия относится к области публичной дипломатии. Как отмечает Д. Мелиссен, «публичная дипломатия — это еще один такой сектор роста, который не является эфемерным явлением. Конечно, существуют обширные области дипломатической работы и множество двусторонних отношений, где контакты с общественностью за рубежом не имеют приоритета, но число стран, использующих потенциал публичной дипломатии, будет продолжать расти. Вероятно, не будет преувеличением предположить, что такое развитие событий свидетельствует о том, что эволюция дипломатии достигла нового этапа» [14, 24–25]. Как отмечает П. Доши, профессор Школы коммуникаций Американского университета (США): «Цифровая дипломатия — это новая область, в которой правительства напрямую взаимодействуют с иностранной общественностью через социальные сети» [11]. Цифровая дипломатия подразумевает новые методы и способы осуществления дипломатии с помощью Интернета и информационно-коммуникационных технологий и описывает их влияние на современную дипломатическую практику. Как пишет Ф. Хэнсон, целью цифровой дипломатии является налаживание и поддержание контактов с аудиторией онлайн, использование новых средств коммуникации для анализа и привлечения потенциальной аудитории, а также использование в своей практике влияния важных инфлюэнсеров в Интернете [8]. Как отмечает К. Биола, цифровая дипломатия позволяет решать такие проблемы, как: обсуждение стратегических повесток дня, способность влияния на иностранную аудиторию, коммуникационные ограничения в кризисных ситуациях [8, 3]. Развивая тему цифровой дипломатии, нельзя не обратиться к такой некоммерческой организации, как DiploFoundation, созданной в 2002 г. правительствами Мальты и Швейцарии. Данная организация занимается развитием цифровой дипломатии для любых нуждающихся в ней стран. Т. В. Зонова, согласно (?) которой цифровая дипломатия будет развиваться в двух основных направлениях: «ежедневной практике дипломатической службы и трансформации самих дипломатических институтов в процессе повышения роли высоких технологий» [1, 176]. Начало обсуждениям цифровой дипломатии в социальных сетях как отдельному феномену было положено в 2012 г. на форуме в Италии, когда впервые была признана важность социальных сетей. «Социальные сети — новый общественный форум и новый политический инструмент в руках граждан для улучшения демократии…» [15].

Для Цитирования:
Ксения Табаринцева-Романова, Маррас Пьера, «Облачная» дипломатия как тренд в эпоху пандемии: опыт Италии. Дипломатическая служба. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: