Дата поступления рукописи в редакцию: 06.03.2024
Дата принятия рукописи в печать: 29.04.2024
Агропромышленный комплекс Российской Федерации является одним из важнейших секторов экономики, обеспечивающих продовольственную безопасность и социальную стабильность страны. По данным Федеральной службы государственной статистики за январь — ноябрь 2023 г., объем валовой добавленной стоимости (в основных ценах) составил 108 440,3 млрд руб., тогда как доля сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства составила 3,9 % (4246,8 млрд руб.) [1]. При этом на октябрь 2023 г. в структуре замещенных рабочих мест в организациях по видам экономической деятельности по Российской Федерации на долю сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства приходится 2,5 % (859,9 тыс. человек) [1]. Однако, несмотря на значимость и потенциал агропромышленного комплекса, отрасль сталкивается с рядом проблем, среди которых одна из наиболее актуальных — дефицит квалифицированных кадровых ресурсов.
По оценке Минсельхоза России, на конец осени 2023 г. дефицит работников в сфере агропромышленного комплекса составил 200 тыс. человек. При этом кадровый голод проявляется не только в новых для отрасли специальностях, но и в традиционных профессиях: «агроном», «ветеринар», «зоотехник» [2]. Кроме того, существует проблема низкого качества подготовки кадров, не соответствующего современным требованиям и технологиям отрасли. Это приводит к снижению эффективности и конкурентоспособности агропромышленного комплекса, а также к ухудшению экологической и социальной ситуации в сельских районах.
В связи с этим одной из приоритетных задач государственной политики в сфере агропромышленного комплекса является обеспечение отрасли кадровыми ресурсами, способными решать сложные производственные и научные задачи, адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и внедрять инновации. Для достижения этой цели необходимо использовать все доступные инструменты, в том числе государственные информационные системы в сфере образования.