По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.43:37.015.6 DOI:10.33920/vne-04-2406-05

Обеспечение российского АПК кадровыми ресурсами на основе государственных информационных систем в сфере образования

Артемий Владимирович Уваров младший научный сотрудник, ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий — Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства», научно-исследовательская лаборатория проблем комплексного развития человеческого капитала в сельском хозяйстве, Россия, 123007, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 35, корп. 2, E-mail: uvarov_av@inbox.ru

Цель настоящей статьи заключается в рассмотрении актуальной проблемы обеспечения кадровыми ресурсами отрасли агропромышленного комплекса Российской Федерации. Основное внимание уделяется использованию государственных информационных систем в сфере образования как инструмента для повышения эффективности управления человеческими ресурсами в агропромышленном комплексе. Проводится анализ текущего состояния и перспектив развития информационных систем, их влияние на процесс подготовки и мониторинга специалистов, соответствующих требованиям современного агропромышленного комплекса. В работе представлены предложения по интеграции образовательных и отраслевых информационных систем с целью формирования устойчивой и адаптивной системы кадрового обеспечения АПК. Подчеркивается значимость межведомственного взаимодействия и синергии образовательной сферы и агропромышленного комплекса. Автором установлено, что развитие и внедрение сегмента по кадровому ландшафту в АПК ИС ЦС АПК открывает новые перспективы для решения проблемы дефицита квалифицированных кадров в агропромышленном комплексе России. Это позволит не только оптимизировать процесс подготовки специалистов, но и создать более прозрачную и эффективную систему управления кадровым ландшафтом АПК, что способствует устойчивому развитию отрасли и укреплению продовольственной безопасности страны.

Литература:

1. Социально-экономическое положение России // Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-11-2023.pdf (дата обращения: 01.03.2024)

2. Синицких, М. Кадровый авитаминоз // Коммерсант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6411371 (дата обращения: 25.02.2024)

3. Глазьев, С. Ю. Информационно-цифровая революция // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. — 2018. — № 1 (23). — С. 70–83

4. Глазьев, С. Ю., Наумов, Е. А., Понукалин, А. А. Интеллектуальная экономика в теории и практике управления // Акмеологические векторы профессионализации личности в обществе вызовов и угроз. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Саратов, 2017. — С. 98–108

5. Hua, H., Herstein, J. Education management information system (EMIS): integrated data and information systems and their implications in educational management // Annual Conference of Comparative and International Education Society. — New Orleans, LA, 2003. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edtechhub.org/lib/M9U9KPT2 (дата обращения: 10.02.2024)

6. Закон РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 14 // Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_61798/6b46c7cef112b2df9fc3d7f737c7bb1276e74225/ (дата обращения: 12.02.2024)

7. Subosa, M., West, M. Re-orienting Education Management Information Systems (EMIS) towards inclusive and equitable quality education and lifelong learning // ЮНЕСКО. — 2018 — 67 с. [Электронный ресурс]. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000261943 (дата обращения: 12.02.2024)

8. Ginder, S. A., Kelly-Reid, J. E., Mann, F. B. 2017–2018 Integrated Postsecondary Education Data System (IPEDS). Methodology Report U.S. Department of Education. — Washington, DC: National Center for Education Statistics, 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://nces.ed.gov/pubsearch (дата обращения: 15.05.2023)

9. Михайлова, А. А. Роль инноваций в обеспечении экономической безопасности: опыт Эстонии // Современная Европа. — 2019. — № 7 (93). — С. 136–147

10. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 98 // Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 /07b2a433c35195c28c56a221a970dc3ce333fade/ (дата обращения: 15.02.2024)

11. О проведении эксперимента по формированию сведений в электронном виде о студенческих билетах и зачетных книжках граждан… // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. [Электронный ресурс]. URL: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=143531 (дата обращения: 15.02.2024)

12. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102141235 (дата обращения: 15.02.2024)

13. Минпросвещения исключило возможность полностью дистанционного образования // Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/society/news/2023/08/31/992798-kravtsov-isklyuchil-perehod-polnostyu-distantsionnoe-obrazovanie (дата обращения: 11.02.2024)

14. Постановление Правительства РФ от 6 июля 2015 г. № 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации» // Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71120998/ (дата обращения: 15.02.2024)

15. Почему могут загрузиться не все документы об образовании // Портал госуслуг. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gosuslugi.ru/help/faq/lk_education/100597 (дата обращения: 20.02.2024)

1. Rosstat (2023). Socio-economic situation in Russia. — Available at: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-11-2023.pdf (accessed: 01.03.2024). (In Russian)

2. Sinitskikh, M. (2023). Personnel vitamin deficiency. Kommersant. — Available at: https://www.kommersant.ru/doc/6411371 (accessed: 25.02.2024). (In Russian)

3. Glazyev, S. Yu. (2018). Informatsionno-tsifrovaia revoliutsiia [Information and Digital Revolution]. Evraziiskaia integratsiia: ekonomika, pravo, politika [Eurasian Integration: Economics, Law, Politics]. No. 1 (23), pp. 70–83. (In Russian)

4. Glazyev, S. Yu., Naumov, E. A., Ponukalin, A. A. (2017). Intellectual economics in the theory and practice of management. In: Acmeological vectors of professionalization of personality in a society of challenges and threats. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Saratov, pp. 98–108. (In Russian)

5. Hua, H., Herstein, J. (2003). Education management information system (EMIS): integrated data and information systems and their implications in educational management. Annual Conference of Comparative and International Education Society. New Orleans, LA. — Available at: https://docs.edtechhub.org/lib/M9U9KPT2 (accessed: 10.02.2024)

6. Consultant Plus (2023). Law of the Russia dated July 27, 2006 No. 149-FZ On information, information technologies and information protection, Art. 14. — Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_61798/6b46c7cef112b2df9fc3d7f737c7bb1276e74225/ (accessed: 12.02.2024). (In Russian)

7. Subosa, M., West, M. (2018). Re-orienting Education Management Information Systems (EMIS) towards inclusive and equitable quality education and lifelong learning. UNESCO. 67 p. — Available at: https://unesdoc. unesco.org/ark:/48223/pf0000261943 (accessed: 12.02.2024)

8. Ginder, S. A., Kelly-Reid, J. E., Mann, F. B. (2018). 2017–18 Integrated Postsecondary Education Data System (IPEDS). Methodology Report U.S. Department of Education. Washington, DC: National Center for Education Statistics. — Available at: http://nces.ed.gov/pubsearch (accessed: 15.05.2023)

9. Mikhailova, A. A. (2019). Rol’ innovatsii v obespechenii ekonomicheskoi bezopasnosti: opyt Estonii [The Role of Innovation in Ensuring Economic Security: The Experience of Estonia]. Sovremennaia Evropa [Modern Europe]. No. 7 (93), pp. 136–147. (In Russian)

10. Consultant Plus (2024). Law of the Russia dated December 29, 2012 No. 273-FZ On Education in the Russian Federation, Art. 98. — Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 /07b2a433c35195c28c56a221a970dc3ce333fade/ (accessed: 15.02.2024). (In Russian)

11. Federal portal of draft regulatory legal acts (2023). On conducting an experiment on generating information in electronic form about student cards and student record books… — Available at: https:// regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=143531 (accessed: 15.02.2024). (In Russian)

12. Official Internet Portal of Legal Information (2024). Decree of the Russian Government dated September 8, 2010 No. 697 On a unified system of interdepartmental electronic interaction. — Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102141235 (accessed: 15.02.2024). (In Russian)

13. Vedomosti (2023). The Ministry of Education has ruled out the possibility of completely distance education. — Available at: https://www.vedomosti.ru/society/news/2023/08/31/992798-kravtsov-isklyuchil-perehod-polnostyu-distantsionnoe-obrazovanie (accessed: 11.02.2024). (In Russian)

14. Garant (2022). Decree of the Russian Government dated July 6, 2015 No. 676 On the requirements for the procedure for creation, development, commissioning, operation and decommissioning of state information systems and further storage of information contained in their databases. — Available at: https:// base.garant.ru/71120998/ (accessed: 15.02.2024). (In Russian)

15. Gosuslugi (2024). If not all educational documents can be uploaded. — Available at: https://www.gosuslugi.ru/help/faq/lk_education/100597 (accessed: 20.02.2024). (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 06.03.2024

Дата принятия рукописи в печать: 29.04.2024

Агропромышленный комплекс Российской Федерации является одним из важнейших секторов экономики, обеспечивающих продовольственную безопасность и социальную стабильность страны. По данным Федеральной службы государственной статистики за январь — ноябрь 2023 г., объем валовой добавленной стоимости (в основных ценах) составил 108 440,3 млрд руб., тогда как доля сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства составила 3,9 % (4246,8 млрд руб.) [1]. При этом на октябрь 2023 г. в структуре замещенных рабочих мест в организациях по видам экономической деятельности по Российской Федерации на долю сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства приходится 2,5 % (859,9 тыс. человек) [1]. Однако, несмотря на значимость и потенциал агропромышленного комплекса, отрасль сталкивается с рядом проблем, среди которых одна из наиболее актуальных — дефицит квалифицированных кадровых ресурсов.

По оценке Минсельхоза России, на конец осени 2023 г. дефицит работников в сфере агропромышленного комплекса составил 200 тыс. человек. При этом кадровый голод проявляется не только в новых для отрасли специальностях, но и в традиционных профессиях: «агроном», «ветеринар», «зоотехник» [2]. Кроме того, существует проблема низкого качества подготовки кадров, не соответствующего современным требованиям и технологиям отрасли. Это приводит к снижению эффективности и конкурентоспособности агропромышленного комплекса, а также к ухудшению экологической и социальной ситуации в сельских районах.

В связи с этим одной из приоритетных задач государственной политики в сфере агропромышленного комплекса является обеспечение отрасли кадровыми ресурсами, способными решать сложные производственные и научные задачи, адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и внедрять инновации. Для достижения этой цели необходимо использовать все доступные инструменты, в том числе государственные информационные системы в сфере образования.

Для Цитирования:
Артемий Владимирович Уваров, Обеспечение российского АПК кадровыми ресурсами на основе государственных информационных систем в сфере образования. Международная экономика. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: