По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 341.96 DOI:10.33920/VNE-3-2504-01

Обеспечение прав поставщика (подрядчика, исполнителя) в правоотношениях, связанных с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках 44‑ФЗ

Новичихин А. А. студент Высшей школы бизнеса, менеджмента и права Российского государственного университета туризма и сервиса (г. Москва), Научный руководитель: Максимова Е. В., к.с.н., доцент высшей школы бизнеса, менеджмента и права Российского государственного университета туризма и сервис (г. Москва)

Государство и муниципалитет в рамках своей деятельности и реализации функций вступают в правоотношения, которые в том числе связаны с закупкой товаров, услуг для обеспечения их функций. Так как данные функции являются одними из важнейших аспектов существования любого общества, правовое регулирование данного вопроса требует особого внимания и тщательности в законодательной и правоприменительной деятельности. Особенно остро встает вопрос об обеспечении общепринятых принципов правового регулирования. Данная работа направлена на исследование способов защиты, позволяющих минимизировать перевес одной из сторон правоотношений, методов защиты участников правоотношений, раскрытие общих закономерностей, недостатков, а также направлено на разработку возможных улучшений, в том числе облегчающих процесс правоприменения. Последнее в первую очередь связано с разработкой всевозможных методических рекомендаций и разъяснений, сделанных на основании практики и систематизированных из множества нормативно-правовых документов, в том числе подзаконных.

Литература:

1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44‑ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 2013. №14. Ст. 1652.

2. Шиков, А.Н. Система оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд/А.Н. Шиков // Лизинг. — 2023. — №6. — С. 34‑37.

3. Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2019) (утв. Президиумом ВС РФ 27.11.2019).

4. Определение СКЭС ВС РФ от 08.02.2021 N 305‑ЭС20–18251.

1. Federal Law «On the Contract system in the field of procurement of goods, works, and services for State and Municipal Needs» dated 05.04.2013 No. 44‑FZ (as amended) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2013. No. 14. Art. 1652.

2. Shikov, A.N. System for evaluating applications for participation in the procurement of goods, works, and services to meet state and municipal needs/A.N. Shikov // Leasing. — 2023. — No. 6. — pp. 34‑37.

3. Review of judicial practice of the Supreme Court Courts of the Russian Federation No. 3 (2019) (approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on 11/27/2019).

4. Definition of the SCS of the Supreme Court of the Russian Federation dated 02/08/2021 N 305‑ES 20‑18251.

Для понимания проблематики исследования, а также сущности предлагаемых решений необходимо первично ознакомиться с основами законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Основным нормативно-правовым документом, регулирующим данную группу правоотношений, является, конечно же, Федеральный закон от 05.04.2013 №44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту — ФЗ-44). Данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Можно выделить несколько основных принципов, в какой‑то мере постулатов, которым следует законодатель и правоприменители в выше обозначенной сфере: гласность, открытость, принцип эффективности и принцип противодействия коррупции. Интересным моментом является то, что последний из принципов является по сути суммой группы других принципов, таких как признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, упомянутая ранее, неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений, комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции, сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами. Как видно из перечисления, многие принципы пересекаются между собой и довольно часто служат друг другу для их обеспечения. Принципы открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок направлен на обеспечение свободного доступа всех участников правоотношения к информации о закупках. На обеспечение данного принципа направлены информационные системы. Данные принципы позволяют осуществлять всесторонний контроль не только со стороны государственных органов, но и со стороны общества, что является важнейшим элементом контроля правоотношений публичного и частно-публичного характера. Принцип обеспечения конкуренции нацелен на создание равных условий для участников закупок. Любое заинтересованное лицо должно иметь возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В соответствии со ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершать действия, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Принцип стимулирования инноваций подразумевает, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Для целей Закона о контрактной системе понятия «инновационность» и «высокотехнологичность» не определены. Однако для коммерческих закупок приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 1 ноября 2012 г. №1618 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации» определено, что относится к инновационной и высокотехнологичной продукции. Согласно указанному акту, товар считается инновационным, если при его производстве используются впервые внедренные результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; потребительские свойства товара являются улучшенными по сравнению с имеющимися аналогами или, в отсутствие прямых аналогов, имеются качественно новые потребительские (функциональные) характеристики, в том числе повышающие конкурентоспособность товара, или новый способ применения товара, позволяющий расширить область его использования. Принцип профессионализма заказчиков направлен на необходимость привлечения специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики, специализированные организации обязаны в соответствии с 44‑ФЗ обеспечивать должный уровень квалификации и профессионального образования своих сотрудников, занятых в сфере закупок. Согласно ст. 38 44‑ФЗ, таким уровнем является высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. При этом закон не делает уточнений о количестве таких работников. Также видится в качестве проблемы отсутствие конкретизации трудоемкости программы дополнительного профессионального образования, измеряемого в часах, а также конкретизации конкретной образовательной программы либо круга этих программ. В каждой организации необходимо также наличие комиссии по закупкам. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок означает, что контрактная система основывается на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, а также аудита и контроля в сфере закупок. Еще один из принципов изложен в статье 12 Закона о контрактной системе: «лица, ответственные за проведение закупок, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1].

Для Цитирования:
Новичихин А. А., Обеспечение прав поставщика (подрядчика, исполнителя) в правоотношениях, связанных с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках 44‑ФЗ. Лизинг. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: