Для понимания проблематики исследования, а также сущности предлагаемых решений необходимо первично ознакомиться с основами законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Основным нормативно-правовым документом, регулирующим данную группу правоотношений, является, конечно же, Федеральный закон от 05.04.2013 №44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту — ФЗ-44). Данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Можно выделить несколько основных принципов, в какой‑то мере постулатов, которым следует законодатель и правоприменители в выше обозначенной сфере: гласность, открытость, принцип эффективности и принцип противодействия коррупции. Интересным моментом является то, что последний из принципов является по сути суммой группы других принципов, таких как признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, упомянутая ранее, неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений, комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции, сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами. Как видно из перечисления, многие принципы пересекаются между собой и довольно часто служат друг другу для их обеспечения. Принципы открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок направлен на обеспечение свободного доступа всех участников правоотношения к информации о закупках. На обеспечение данного принципа направлены информационные системы. Данные принципы позволяют осуществлять всесторонний контроль не только со стороны государственных органов, но и со стороны общества, что является важнейшим элементом контроля правоотношений публичного и частно-публичного характера. Принцип обеспечения конкуренции нацелен на создание равных условий для участников закупок. Любое заинтересованное лицо должно иметь возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В соответствии со ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершать действия, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Принцип стимулирования инноваций подразумевает, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Для целей Закона о контрактной системе понятия «инновационность» и «высокотехнологичность» не определены. Однако для коммерческих закупок приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 1 ноября 2012 г. №1618 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации» определено, что относится к инновационной и высокотехнологичной продукции. Согласно указанному акту, товар считается инновационным, если при его производстве используются впервые внедренные результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; потребительские свойства товара являются улучшенными по сравнению с имеющимися аналогами или, в отсутствие прямых аналогов, имеются качественно новые потребительские (функциональные) характеристики, в том числе повышающие конкурентоспособность товара, или новый способ применения товара, позволяющий расширить область его использования. Принцип профессионализма заказчиков направлен на необходимость привлечения специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики, специализированные организации обязаны в соответствии с 44‑ФЗ обеспечивать должный уровень квалификации и профессионального образования своих сотрудников, занятых в сфере закупок. Согласно ст. 38 44‑ФЗ, таким уровнем является высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. При этом закон не делает уточнений о количестве таких работников. Также видится в качестве проблемы отсутствие конкретизации трудоемкости программы дополнительного профессионального образования, измеряемого в часах, а также конкретизации конкретной образовательной программы либо круга этих программ. В каждой организации необходимо также наличие комиссии по закупкам. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок означает, что контрактная система основывается на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, а также аудита и контроля в сфере закупок. Еще один из принципов изложен в статье 12 Закона о контрактной системе: «лица, ответственные за проведение закупок, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1].