В связи с растущими требованиями потребителей услуг по ремонту, ремонтные предприятия усиливают контроль качества, внедряя системы качества [1], проектируя и нормируя операции контроля [2]. Это касается в том числе предприятий, занимающихся ремонтом отечественных машин [3,4], где необходимо улучшать качество работы служб контроля [5,6], соблюдать требования к параметрам испытаний готовой продукции [7], а также обеспечивать заданные в технической документации допуски и посадки деталей в отремонтированных узлах [8,9].
Система метрологического обеспечения предприятия должна гарантировать точность и качество ремонта коленчатого вала двигателя ЗМЗ, исключая возможность брака при последующей сборке [10]. Точность контроля должна быть на высоком уровне, особенно при контроле изношенных элементов вала при дефектации и после обработки шеек коленчатого вала под ремонтный размер [11]. Чем выше точность контроля, тем меньше вероятность возникновения брака и связанных с этих потерь [12]. Универсальные средства измерения, используемые на ремонтных предприятиях, как правило, имеют достаточную точность для качественного выполнения необходимых измерений [13], включая операции контроля формы и расположения поверхностей [14]. Произведем проверку соответствия применяемых средств измерений для контроля заданных размеров.
Цель исследования: провести оценку качества контроля коленчатого вала двигателя ЗМЗ, обработанного под ремонтный размер.
В качестве объекта исследований был взят коленчатый вал двигателя ЗМЗ модели 409.10.
В исследовании использовались основные положения теории точности и взаимозаменяемости деталей и соединений, а также положения нормативных документов по выбору средств измерений линейных размеров (РД 50-98-86).
При поступлении двигателей в ремонт, коленчатые валы дефектуются, после чего заменяются на новые или идут на операцию обработки коренных и шатунных шеек под ремонтный размер. После обработки шеек коленчатого вала под ремонтный размер необходимо провести его контроль по шести параметрам. Кроме диаметров шеек у коленчатого вала в качестве отклонения формы производится контроль овальности этих шеек, причем тем же инструментом, что и король диаметра. Также необходимо контролировать прогиб коленчатого вала, который определяется биение промежуточных коренных шеек относительно крайних. Основные контролируемые параметры при ремонте коленчатого вала двигателя ЗМЗ модели 409.10 представлены в таблице 1.