По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Обеспечение доступности высшего образования: организационно-правовые проблемы

А.А. Кирилловых канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы, Юридический институт ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров

В статье проводится анализ организационных и правовых проблем обеспечения гражданам доступа к высшему образованию в рамках обеспечения конституционной гарантии права каждого на образование. Через призму принципов государственной политики в сфере образования, а также реализации социально-экономической функции государства предлагаются меры по повышению уровня доступности высшего образования на территории Российской Федерации.

Литература:

1. Никитина И.Ф. Конституционно-правовые основы высшего профессионального образования в Российской Федерации. Автореф. … дисс. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. — С. 10

2. Грачева Т.В. Реализация конституционного права человека и гражданина Российской Федерации на образование (на примере города Москвы). Автореф. … дисс. канд. юрил. наук. — М., 2004. — С. 7

3. Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. — М., Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997. — С. 523

4. Бутенко О.С. Правовое регулирование образовательной деятельности России в связи с участием в болонском процессе (теоретико-правовой аспект). Автореф…. дисс. канд. юрид. наук. Краснодар, 2008. — С. 8

5. Баденко В.И. Болонский процесс: Курс лекций. — М.: Логос, 2004. — С.25

6. Павлюченко Е.И., Эсетова А.М., Гордышев И.А. Формирование системы качества образовательных услуг как фактор повышения эффективности управления вузом. — Махзачкала: ИПЦ ДГТУ, 2012. — С. 151

7. Минина А.А. Правовые и воспитательные основы высшего профессионального образования: монография / А.А. Минина. — Ставрополь: АРГУС, 2009. — С. 59

8. Павленко Е.В. Интеграция российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство. Автореф. … дисс. канд. пед. наук. Ростов-наДону, 2006. — С. 9

9. Ибрагимов М.Г. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Автореф. …дисс. канд. юрид. наук. Казань, 2012. — С. 8

10.Троценко С.А. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в сфере высшего профессионального образования. Автореф. …. дисс. канд. юрид. наук. — М., 2011. — С. 9.

Сегодня право на образование, закрепленное в Конституции РФ (ст. 43), приобретает универсальный характер, рассматривается в качестве категории инструментальной подсистемы, обеспечивающей реализацию иных основных прав и свобод человека и гражданина [1, с. 10]. Пример утилитарной задачи данного права состоит в том, что «без права на образование другие культурные права, как право на пользование достижениями культуры, свобода культурного, технического и научного творчества не могут быть всесторонне реализованы» [2, с. 7]. В Конституциях некоторых государств, в частности, Конституции Франции 1946 г., это весьма ярко выражено. В ее преамбуле сказано, что нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образованию, к приобретению профессии и культуре. Организация общественного бесплатного и светского образования всех ступеней является долгом государства [3, с. 523].

Юридическое обеспечение права на образование связывают с реальным исполнением закрепленных в законодательстве обязательств государства перед своими гражданами и иностранцами, обучающимися в стране, обладать и пользоваться материальными и духовными благами мировой и отечественной культуры, способствующими свободному и гармоничному развитию личности, путем участия в образовательном процессе [4, с. 8].

Задачей любого современного государства становится обеспечение права на высшее образование как общественного блага. Учитывая эту особенность, высшее образование как институт, попадает в сферу социальной ответственности. В рамках социальной ответственности индивид делает самостоятельный выбор относительно своей образовательной траектории, а государство обязано создать необходимые условия для обеспечения равного доступа к высшему образованию и его качеству [5, с. 25]. Высшее образование становится разделенной ответственностью между обучающимися и обществом [6, с. 151].

Формирование и дальнейшее развитие концепции «высшее образование в течение всей жизни» актуализирует для государства решения вопросов обеспечения его доступности [5, с.37]. Общедоступность применительно к высшему образованию означает не индивидуальный (персональный) доступ, т.е. для всех и каждого. Здесь имеет значение социальный аспект, т.е. доступность независимо от социального положения [7, с. 59]. Надо сказать, что косвенно такое понимание принципа доступности высшего образования нашло отражение в ч.3 ст. 43 Конституции РФ, которая закрепляет право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Обеспечение доступности высшего образования: организационно-правовые проблемы. Юрист ВУЗа. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: