Сегодня право на образование, закрепленное в Конституции РФ (ст. 43), приобретает универсальный характер, рассматривается в качестве категории инструментальной подсистемы, обеспечивающей реализацию иных основных прав и свобод человека и гражданина [1, с. 10]. Пример утилитарной задачи данного права состоит в том, что «без права на образование другие культурные права, как право на пользование достижениями культуры, свобода культурного, технического и научного творчества не могут быть всесторонне реализованы» [2, с. 7]. В Конституциях некоторых государств, в частности, Конституции Франции 1946 г., это весьма ярко выражено. В ее преамбуле сказано, что нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образованию, к приобретению профессии и культуре. Организация общественного бесплатного и светского образования всех ступеней является долгом государства [3, с. 523].
Юридическое обеспечение права на образование связывают с реальным исполнением закрепленных в законодательстве обязательств государства перед своими гражданами и иностранцами, обучающимися в стране, обладать и пользоваться материальными и духовными благами мировой и отечественной культуры, способствующими свободному и гармоничному развитию личности, путем участия в образовательном процессе [4, с. 8].
Задачей любого современного государства становится обеспечение права на высшее образование как общественного блага. Учитывая эту особенность, высшее образование как институт, попадает в сферу социальной ответственности. В рамках социальной ответственности индивид делает самостоятельный выбор относительно своей образовательной траектории, а государство обязано создать необходимые условия для обеспечения равного доступа к высшему образованию и его качеству [5, с. 25]. Высшее образование становится разделенной ответственностью между обучающимися и обществом [6, с. 151].
Формирование и дальнейшее развитие концепции «высшее образование в течение всей жизни» актуализирует для государства решения вопросов обеспечения его доступности [5, с.37]. Общедоступность применительно к высшему образованию означает не индивидуальный (персональный) доступ, т.е. для всех и каждого. Здесь имеет значение социальный аспект, т.е. доступность независимо от социального положения [7, с. 59]. Надо сказать, что косвенно такое понимание принципа доступности высшего образования нашло отражение в ч.3 ст. 43 Конституции РФ, которая закрепляет право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.