По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.95.371.7

Обеспечение безопасных для здоровья условий обучения школьников в цифровой образовательной среде

Александрова Ирина Эрнстовна д-р мед. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории комплексных проблем гигиены детей и подростков, ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей», г. Москва, е-mail: accialex@yandex.ru
Степанова Марина Исааковна д-р мед. наук, заведующая лабораторией комплексных проблем гигиены детей и подростков, ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей», г. Москва, е-mail: mi_stepanova@mail.ru
Айзятова Марина Викторовна соискатель лаборатории комплексных проблем гигиены детей и подростков, ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей», г. Москва, врач по общей гигиене отдела гигиены детей и подростков филиала ФБУЗ ЦГиЭ в г. Москве в СВАО г. Москвы, е-mail: 9855123020@mail.ru

Цифровизация современного образования на фоне негативной динамики состояния здоровья школьников определяет необходимость обоснования системы гигиенических принципов и технологии обеспечения безопасных для здоровья условий обучения школьников в цифровой образовательной среде, способствующих сохранению устойчивого уровня и благоприятной динамики функционального состояния организма, профилактике риска возникновения школьно-обусловленных заболеваний.

Литература:

1. Александрова И. Э., Уланова С. А. К вопросу о гигиенической оценке урока // Санитарный врач. — 2018. — № 3. — С. 22–26.

2. Александрова И. Э., Степанова М. И, Курганский А. М. Электронный методический комплекс для гигиенической оценки школьного расписания. Объект интеллектуальной собственности база данных: свидетельство № 2017621265 от 01.11.2017. — Бюл. № 11–2017.

3. Григорьев Ю. Г., Самойлов А. С., Бушманов А. Ю., Хорсева Н. И. Мобильная связь и здоровье детей: проблема третьего тысячелетия // Медицинская радиология и радиационная безопасность. — 2017. — Т. 62, № 2. — С. 39–46.

4. Кучма В. Р. Гигиеническая безопасность гиперинформатизации жизнедеятельности детей // Гигиена и санитария. — 2017. — Т. 96, № 1. — С. 1059–1063.

5. Кучма В. Р., Фисенко А. П. Медико-профилактические направления укрепления здоровья детей в рамках реализации Плана мероприятий Десятилетия детства до 2020 г. // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. — 2018. — № 3. — С. 4–9.

6. СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». — М., 2011 (с изм. от 24.11.2015 № 3).

7. Степанова М. И., Александрова И. Э., Сазанюк З. И. и др. Гигиеническая регламентация использования электронных образовательных ресурсов в современной школе // Гигиена и санитария. — 2015. — № 7. — С. 64–68.

8. Сухарева Л. М., Намазова-Баранова Л. С., Рапопорт И. К., Звездина И. В. Динамика заболеваемости московских школьников в процессе получения основного общего образования // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. — 2013. — № 3. — С. 18–26.

9. Сухарева Л. М., Рапопорт И. К., Поленова М. А. Заболеваемость и умственная работоспособность московских школьников // Гигиена и санитария. — 2014. — № 3. — 64–67.

10. Чубаровский В. В., Лабутьева И. С., Кучма В. Р. Пограничные психические расстройства у обучающихся подростков: распространенность, факторы риска, основы психогигиены // Российский педиатрический журнал. — 2018. — № 21 (3). — С. 161–167.

11. Яцковская Н. Я., Джуринская С. Н., Шкарбан Е. С. Особенности формирования позы школьников при работе с планшетом и ноутбуком // Вопросы школьной университетской медицины и здоровья. — 2014. — № 3. — С. 60–61.

12. Thomee, S. Computer use and stress, sleep disturbances, and symptoms of depression among young adults-a prospective cohort study / S. Thomee, A. Harenstam, M. Hagberg // BMC Psychiatry. — 2012. — № 12. — P. 176.

С каждым днем возрастает охват общеобразовательных школ и степень их вовлеченности в различные проекты, в том числе государственные, определяющие развитие общего образования в тесной связи с применением цифровых технологий обучения (Российская электронная школа, Московская электронная школа и т. п.). В 2018 г. правительством РФ принято решение о запуске нового приоритетного проекта «Цифровая школа». Электронные средства обучения (ЭСО) принципиально меняют характер учебной деятельности школьников, способствуют повышению эффективности образования, открывают практически безграничные возможности для доступа к информации, ее визуализации. Новая цифровая образовательная среда характеризуется целым комплексом факторов, обладающих потенциально негативным эффектом воздействия на развитие и здоровье детей [3–5, 10–12]. Новые средства обучения увеличивают объем информации, интенсифицируют интеллектуальную деятельность учащихся, что изменяет трудность предметов для учащихся и обуславливает увеличение нервной и зрительной нагрузок, приводящих к переутомлению. Вместе с тем показатели здоровья современных школьников, проводящих в условиях образовательных организаций не менее трети суток, имеют отчетливые негативные тенденции [8, 9]. К моменту завершения основного общего образования у учащихся отмечаются наиболее высокие уровни функциональных нарушений и хронических нервно-психических расстройств, заболеваний системы пищеварения, а также функциональных отклонений и болезней органа зрения, костно-мышечной системы.

В связи с вышеизложенным целью нашего исследования являлось обоснование системы гигиенических принципов и технологии обеспечения безопасных для здоровья условий обучения школьников в цифровой образовательной среде, способствующих обеспечению и сохранению устойчивого уровня их функционального состояния, профилактике риска возникновения школьно-обусловленных заболеваний.

Проведен комплексный анализ школьных средовых факторов, изучены параметры функционального состояния организма и самочувствия более 4000 учащихся 1–9 классов, в обучении которых использовались электронные средства. Изучены показатели, характеризующие функциональное состояние организма (ФСО) школьников: умственную работоспособность (корректурная проба), зрительное утомление (критическая частота слияния световых мельканий), объем аккомодации; а также психофизиологические реакции (простая зрительно-моторная реакция, реакция на движущийся объект). Для анализа продолжительности различных видов учебной деятельности на уроке использовали метод хронометражных наблюдений. Влияние учебных занятий с использованием ЭСО на самочувствие обучающихся и педагогов; трудность учебных дисциплин для школьников, а также компетентность педагогических и медицинских работников школ по вопросам безопасного использования ЭСО изучены с помощью метода анкетирования.

Для Цитирования:
Александрова Ирина Эрнстовна, Степанова Марина Исааковна, Айзятова Марина Викторовна, Обеспечение безопасных для здоровья условий обучения школьников в цифровой образовательной среде. Санитарный врач. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: