С каждым днем возрастает охват общеобразовательных школ и степень их вовлеченности в различные проекты, в том числе государственные, определяющие развитие общего образования в тесной связи с применением цифровых технологий обучения (Российская электронная школа, Московская электронная школа и т. п.). В 2018 г. правительством РФ принято решение о запуске нового приоритетного проекта «Цифровая школа». Электронные средства обучения (ЭСО) принципиально меняют характер учебной деятельности школьников, способствуют повышению эффективности образования, открывают практически безграничные возможности для доступа к информации, ее визуализации. Новая цифровая образовательная среда характеризуется целым комплексом факторов, обладающих потенциально негативным эффектом воздействия на развитие и здоровье детей [3–5, 10–12]. Новые средства обучения увеличивают объем информации, интенсифицируют интеллектуальную деятельность учащихся, что изменяет трудность предметов для учащихся и обуславливает увеличение нервной и зрительной нагрузок, приводящих к переутомлению. Вместе с тем показатели здоровья современных школьников, проводящих в условиях образовательных организаций не менее трети суток, имеют отчетливые негативные тенденции [8, 9]. К моменту завершения основного общего образования у учащихся отмечаются наиболее высокие уровни функциональных нарушений и хронических нервно-психических расстройств, заболеваний системы пищеварения, а также функциональных отклонений и болезней органа зрения, костно-мышечной системы.
В связи с вышеизложенным целью нашего исследования являлось обоснование системы гигиенических принципов и технологии обеспечения безопасных для здоровья условий обучения школьников в цифровой образовательной среде, способствующих обеспечению и сохранению устойчивого уровня их функционального состояния, профилактике риска возникновения школьно-обусловленных заболеваний.
Проведен комплексный анализ школьных средовых факторов, изучены параметры функционального состояния организма и самочувствия более 4000 учащихся 1–9 классов, в обучении которых использовались электронные средства. Изучены показатели, характеризующие функциональное состояние организма (ФСО) школьников: умственную работоспособность (корректурная проба), зрительное утомление (критическая частота слияния световых мельканий), объем аккомодации; а также психофизиологические реакции (простая зрительно-моторная реакция, реакция на движущийся объект). Для анализа продолжительности различных видов учебной деятельности на уроке использовали метод хронометражных наблюдений. Влияние учебных занятий с использованием ЭСО на самочувствие обучающихся и педагогов; трудность учебных дисциплин для школьников, а также компетентность педагогических и медицинских работников школ по вопросам безопасного использования ЭСО изучены с помощью метода анкетирования.