Железные дороги США представляют собой одну из крупнейших железнодорожных систем в мире. Протяженность железных дорог только класса I, имеющая тенденцию некоторого ежегодного уменьшения, в настоящее время в 1,7 раза больше протяженности железных дорог Российской Федерации, а парк грузовых вагонов почти в 3 раза превышает парк отечественных грузовых вагонов (табл. 1). Следует, однако, отметить, что железные дороги США преимущественно однопутные, но грузовые вагоны имеют довольно высокую грузоподъемность.
Кроме железных дорог класса I, которые находятся в собственности семи крупнейших железнодорожных операторов, имеются местные и региональные железные дороги, протяженность которых — около половины протяженности железных дорог класса I. Их эксплуатируют около 600 операторов.
Операторы железных дорог класса I осуществляют исключительно грузовые перевозки. Кроме них, в США создана национальная железнодорожная пассажирская компания Amtrak (National Railroad Passenger Corp.), являющаяся основным оператором междугородних пассажирских перевозок. Основные показатели Amtrak представлены в таблице 2.
В собственности Amtrak находятся небольшие участки общей протяженностью путей 3874 км в Северо-Восточном коридоре Бостон — Вашингтон и три других, еще более коротких сегмента в коридорах Нью Хейвен — Спрингфилд, Харрисбург — Филадельфия и Портер — Каламазу. Поэтому обслуживание большей части путей вне Северо-Восточного коридора приходится на компании железных дорог класса I.
Таким образом, большая часть железных дорог США находится в частной собственности; они являются ответственными за поддержание своих путей и подвижного состава в надлежащем состоянии, адекватным требованиям общественной безопасности. На них распространяются все нормы Федерального железнодорожного агентства — Federal Railroad Administration (FRA), в том числе нормы по детализированному инспектированию путей. FRA находится в ведении Министерства транспорта США — U.S. Department of Transportation (USDOT), которое, подобно Минтрансу России, выполняет функции регулятора всей транспортной деятельности на территории США. Все сведения, приведенные в данной статье, извлечены из ежегодного статистического отчета 2020 года о транспортной деятельности [1], подготовленного Бюро транспортной статистики (Bureau of Transportation Statistics (BTS)) при аппарате USDOT.