Совершенствование системы контроля государственных закупок с целью эффективного использования бюджетных средств, расширения возможностей для участников и обеспечения прозрачности размещения заказов, развития добросовестной конкуренции и предотвращения коррупции в сфере размещения заказов особенно актуально в контексте политики модернизации и перевода российской экономики на инновационные рельсы.
Схема взаимодействия государственных нужд и размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд отражает экономическое содержание процесса финансирования государственных и муниципальных закупок и объективную необходимость контролировать эффективное и целевое использование бюджетных средств.
Организация контроля за финансированием и осуществлением государственных закупок осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который направлен на обеспечение эффективности использования бюджетных средств бюджетной системы России. Таким образом, общий объем абсолютной экономии бюджетных средств от применения Закона № 44-ФЗ (по данным Минэкономразвития России) в 2019 году составил 987 млрд руб., или около 12,8%, а в 2018 году — всего 7,9% от первоначальных цен государственных закупок. При этом относительная экономия бюджетных средств по результатам закупок составила всего 4%, что указывает на необходимость дальнейшего улучшения финансирования государственных закупок.
Задача по совершенствованию государственного и муниципального финансового контроля ориентирована на оценку эффективности бюджетных расходов, повышение управляемости финансовых потоков. Обеспечение контроля над закупками в бюджетном секторе имеет особое значение.
Необходимость исследования проблем, связанных с контролем финансового обеспечения государственных закупок, обусловлена следующими основными факторами: