В. Садовничий таким признаком или, говоря точнее, функцией называет состояние фундаментальных исследований. Возражать трудно. Но, спрашивается, а что же останется на долю мыслителям Академии наук? Видимо, придётся, говоря иронически, подбирать крохи с научного стола пиршеств университетчиков. А «общество, — отмечает В. Садовничий, — ждёт от учёных, образованных людей всё новых и новых знаний, объяснений ещё не известного» [7]. Но о каком будущем мы говорим? О четвёртом тысячелетии? Мы ещё очень далеки от превращения современных университетов в мегауниверситеты, в мегасистемы, которые будут фактически уже целой образовательной системой. В принципе редко кто, облачённый в научную мантию, может объяснить смысл терминов «мегауниверситеты», «мегасистемы» и их важнейшие признаки. Уже сейчас некоторые университеты так разрослись, «разжирели», что их менеджеры не в силах охватить своей мыслью все проблемы и противоречия, сложившиеся в их «меге».
Всему есть мера. Бацилла гигантомании не раз в истории образования и особенно в политике и в области производства приводила к катастрофическим последствиям. Один из законов культуры ума — находить золотую середину в созидаемой системе. Да, мы умеем мечтать, но очень далеки от умения превращать разумное в научно обоснованную теорию, а затем осуществить её на практике. Это было и есть трагедия российской научной мысли. Строили коммунизм, а получили фикцию, стремились сформировать всесторонне развитую личность, а вырастили поколения «без царя в голове», то есть без всяких идеалов о разумном, рационально развитом Отечестве.
Многие могут возразить, что любые розовые мечты подвергаются сильной эрозии непредвиденными противоречиями и «забугорным» влиянием. И даже больше: трудно сопротивляться варварскому диктату забугорных «друзей». Отсюда и варварский негатив в голове: создать самую лучшую в мире систему образования, сформировать самые умные университеты для современной России. Мы даже не представляем, какая многотысячная армада зарубежных советников пытается корректировать нашу систему образования и предлагает для России свои извращённые эталоны образования. Ведь для этих программистов русские — это туземцы эпохи общинно-родового строя. Какие могут быть для этих туземцев университеты! Но главная беда в том, что наши менеджеры университетов и чиновники из Минобрнауки в восторге от контакта с заграничными «мудрыми» советниками. И, как пишет ректор УрФУ В. Кокшаров, его «университет в течение года получит несколько сотен миллионов рублей из федерального бюджета на привлечение мировых учёных и перестройку образовательного процесса» [6, с. 7]. Бывшее лучшее в мире образование настолько деградировало, его ректоры настолько «поумнели», что вынуждены приглашать забугорных умников, абсолютное большинство которых не способны грамотно объяснить, чему и как должны учить в университете. Наше образование до сих пор восторгается услугами команды Сороса. Теперь мы даже выделяем миллионы рублей на перестройку образования в России. Или Госбанку РФ некуда определить ненужные для страны деньги? Это говорит о том, что не столько деградирует университетское образование, сколько стало убогим и невежественным мышление многих чиновников Минобрнауки и руководителей вузов.