Квалификация преступления, определяя пределы уголовной ответственности, позволяет также определить, чьи интересы поставлены под охрану уголовным законом.
Статьей 145 УК РФ установлена уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет.
В уголовно-правовой науке предлагаются различные дефиниции понятия потерпевшего.
Правильная квалификация данного деяния неразрывно связана с установлением отдельных признаков объекта данного преступления, в первую очередь перечня лиц, которые могут выступать в качестве потерпевших от преступления.
В то же время определение потерпевших от данного преступления вызывает серьезные споры как на уровне правотворчества, так и на уровне правоприменения.
Правильное и эффективное применение ст. 145 УК РФ связано в том числе с тем, насколько она соответствует принципам уголовно-правовой политики и уголовного права. Указанное обусловлено тем, что законотворческий процесс должен преломляться сквозь призму принципов уголовного права. Принципы уголовного права выявляют объективные закономерности уголовного права и непосредственно связаны с решением поставленных перед уголовным правом задач. Принцип уголовного права, безусловно, имеет сквозной характер и пронизывает все его институты, отличаясь устойчивостью.
Принципы у головного права оказывают значительное влияние и на правила законодательной техники, так как представляют собой принципы наилучшего построения отрасли, института, нормы права.
Как правильно отмечается, принципы уголовного права представляют собой основные начала, руководящие идеи, которые определяют содержание и направленность уголовного права, закреплены в уголовно-правовых нормах и обязательны для законодателя, правоприменительны х органов и граждан в сфере борьбы с преступностью [1, с. 78].
Однако это не означает, что при применении принципов уголовного права исчезает элемент субъективности и усмотрение законодателя. «Субъективное начало, – пишут С. Г. Келина и В. Н. Кудрявцев, – заключается в возможности выбора принципов, которые будут положены законодателем в основу тех или иных правовых институтов и правовой системы в целом» [2, с. 16].