По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.832.22

Об уголовной ответственности юридических лиц при организации «долевого строительства» в Российской Федерации

Галузо Василий Николаевич кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИИ образования и науки, (научная специальность — 12.00.01), e-mail: vgrmn@yandex.ru

В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства о целесообразности уголовной ответственности юридических лиц при организации так называемого «долевого строительства» в Российской Федерации высказано несколько суждений. А именно: юридическая ответственность в Российской Федерации может рассматриваться как система, включающая четыре разновидности: гражданская ответственность, уголовная ответственность, административная ответственность, дисциплинарная ответственность. Гражданская и административная ответственность допускается относительно и физических, и юридических лиц; уголовная ответственность и дисциплинарная ответственность допускается исключительно относительно для физических лиц. Широко распространенная практика противоправной деятельности юридических лиц в Российской Федерации, в особенности в строительстве и в банковском деле, предполагает наличие уголовной ответственности и относительно юридических лиц. В статье 19 Уголовного кодекса РФ нужно предусмотреть возможность уголовной ответственности и юридических лиц.

Предметом данной статьи является целесообразность уголовной ответственности юридических лиц при организации «долевого строительства» в Российской Федерации1 .

Поводом к подготовке статьи послужил опыт правоприменения при вовлечении в так называемое «долевое строительство»2 .

Первоначально о теории относительно уголовной ответственности юридических лиц в Российской Федерации.

Авторы — единомышленники (Сидоренко Э.Л. и Князев А.Д.) «в рамках анализа ратифицированных Россией Конвенций определены международно-правовые основы уголовной ответственности юридических лиц»:

«В заключение отметим, что современное развитие конвенционного права убедительно свидетельствует о том, что персональная уголовная ответственность физического лица больше не воспринимается международным сообществом как эффективное средство противодействия коррупционным, террористическим, экологическим и информационным преступлениям»;

«Международное сотрудничество в области борьбы с преступлениями, совершаемыми корпорациями, в настоящее время включает в себя целый ряд мероприятий, в их числе: активную межгосударственную поддержку, техническую и правовую помощь. Но, к сожалению, предписания большинства документов носят рекомендательный характер и не предусматривают эффективные механизмы мониторинга и контроля»3 .

По мнению Власова И.С., количество «стран европейского континента, включивших в свое национальное законодательство положения об уголовной ответственности юридических лиц, постоянно растет» («Введение уголовной ответственности юридических лиц затрагивает основу, на которой зиждутся все виды юридической ответственности в России, а равно вековые традиции, уходящие своими корнями еще в Русскую Правду.

Поэтому недопустимо, ничего не меняя в принципиальной структуре уголовной ответственности, просто включить без серьезного объяснения предпринимаемых изменений новую норму в Уголовный кодекс РФ, где бы был указан только круг деяний, за совершение которых могут отвечать юридические лица, но не указаны основания их уголовной ответственности в отличие от оснований ответственности лиц физических»;

Для Цитирования:
Галузо Василий Николаевич, Об уголовной ответственности юридических лиц при организации «долевого строительства» в Российской Федерации . Юрисконсульт в строительстве. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: