В настоящее время работники транспортной инфраструктуры составляют одну из многочисленных профессиональных групп мужчин трудоспособного возраста, занятой в различных отраслях экономики. Несмотря на техническое совершенствование автотранспортных средств, труд водителей, обслуживающих грузовой транспорт, характеризуется воздействием таких неблагоприятных производственных факторов, как химические вещества, шум, вибрация, неблагоприятный микроклимат, физические нагрузки, напряженность труда. Наибольший вклад в комплексе воздействующих на водителя факторов приходится, как правило, на тяжесть труда по показателю «фиксированная рабочая поза», повышенный уровень шума и вибрации, а также высокое нервноэмоциональное напряжение, связанное с ответственностью за конечный результат, опасностью для жизни и риском аварийности на транспорте [2, 7, 9].
Указанные условия труда увеличивают риск развития нарушений функции различных органов вследствие перенапряжения механизмов регуляции и мобилизации компенсаторных возможностей организма [6, 7] и, при увеличении стажа работы могут явиться причиной формирования хронических профессионально обусловленных и профессиональных заболеваний, в том числе заболеваний опорно-двигательного аппарата [1, 3, 4, 8].
По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, профессиональная группа водителей является одной из наиболее подверженных риску возникновения профессиональной патологии. В течение 2015–2017 гг. от 5 до 10 случаев профессиональных заболеваний регистрировались среди водителей автомобиля [5].
Следует также отметить, что ежегодно около 10 % водителей признаются негодными к управлению транспортным средством по медицинским показаниям. В большинстве случаев это работники-профессионалы в возрасте старше 50 лет, имеющие большой стаж и опыт работы, трудоустроить которых работодателю не представляется реальным. Фактически водитель теряет не только свою профессию, но и возможность трудоустройства в связи со сложностью переобучения в силу своего возраста [10].