Ситуация с пандемией коронавируса COVID-19 придала новый импульс актуальности процесса совершенствования законодательства в сфере дистанционной работы. В настоящий момент положение в мире по COVID-19 не вселяет оптимизма, активно прогнозируется «вторая волна» пандемии, хотя во многих странах мира, и Российскую Федерацию, полагаем, тоже можно к ним отнести, еще рано говорить о завершении «первой волны».
16 июня 2020 г. в Государственную Думу Российской Федерации депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, М.В. Тарасенко, членами Совета Федерации В.И. Матвиенко, А.А. Турчаком, А.А. Клишасом, И.Ю. Святенко был внесен проект федерального закона № 973264-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы» [1]. 21 июля 2020 г. данный законопроект уже был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении.
Однако вопросы необходимости совершенствования законодательства о дистанционной работе в нашей стране поднимались юристами и до 2020 г. Семилетний период действия норм гл. 49.1 Трудового кодекса РФ дал основания для вопросов и предложений.
Рассмотрим некоторые проблемные моменты, в том числе через призму рассматриваемого Государственной Думой законопроекта № 973264-7.
Одна из проблем в регулировании деятельности дистанционных работников заключалась в обязанности работника, в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ, использовать усиленные квалифицированные электронные подписи при обмене электронными документами, в том числе и при заключении трудового договора. Есть основания полагать, что такая норма создавала дополнительные проблемы официальному оформлению трудовых отношений с дистанционными работниками. Обзаведение усиленной квалифицированной электронной подписью для работника требовало дополнительных организационных и финансовых усилий. При этом возникал вопрос о том, должен ли работодатель возмещать работнику расходы, связанные с оформлением усиленной квалифицированной электронной подписи [2].