По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Об особенностях института конфликта интересов в трудовом праве России

Волкова Ольга Николаевна канд. юрид. наук, заслуженный юрист Российской Федерации, заведующий кафедрой, профессор кафедры трудового права юридического факультета Образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений»
Рожко Галина Борисовна канд. юрид. наук, заместитель заведующего правовым отделом — главный правовой инспектор труда ЦС Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации

В статье раскрываются вопросы, касающиеся особенностей применения института конфликта интересов, межотраслевого нормативного регулирования указанного института и значения в практике применения в повышении социально-трудовых прав и гарантий работников в современных условиях.

Литература:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ, ред. от 05. 04. 2013) // «Российская газета». — № 256. — 31.12.2001.

2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004. — № 31. — ст. 3215.

3. Федеральный закон от 27.07.2006 №  152-ФЗ «О персональных данных»  // Собрание законодательства РФ. — 31.07.2006. — № 31 (1 ч.). — Ст. 3451.

4. Федеральный закон от 25.12.2008 №  273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. — 29.12.2008. — № 52 (ч. 1). — Ст. 6228.

5. Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (вместе с Положением о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции») // Собрание законодательства РФ. — 08.04.2013. — № 14. — Ст. 1670.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 №  613 «О  представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению» (вместе с «Правилами представления гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», «Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, и соблюдения работниками требований к служебному поведению»)  // Собрание законодательства РФ. — 29.07.2013. — №30 (часть II). — Ст. 4121. Материалы судебной практики:

7. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №  2 «О  применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. — № 3. — 2007.

8. Обзор практики Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению в 2012–2013 гг. дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.07.2014 // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. — №9. — 2014. Иные акты правовой системы Российской Федерации:

9. Приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.08.2016 №  325 «О  внесении изменений в Положение о Комиссиях центрального аппарата Фонда социального страхования Российской Федерации и его территориальных органов по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов, утвержденное приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 19 июля 2013 г. № 240» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 12.09.2016.

В современной российской системе государственного управления существуют противоречия, которые формируют отрицательные тенденции в деятельности государственных органов, что проявляется в недостаточной степени эффективности процедур, регламентирующих деятельность государственных гражданских служащих. Подобные тенденции приводят к возникновению конфликта интересов, выражающимся в злоупотреблении государственными служащими должностным положением и использовании служебных полномочий для удовлетворения личных интересов или иных интересов, не связанных с исполнением должностных обязанностей.

При этом следует отметить, институт конфликта интересов является межотраслевым. Данная особенность нормативного регулирования указанного института порождает ряд противоречий и практических вопросов применения, что, безусловно, требует глубокого анализа и изучения правоприменительной практики.

В соответствии с трудовым законодательством одним из оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя является непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого является работник (п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Институт конфликта интересов является межотраслевым. Данная особенность нормативного регулирования указанного института порождает ряд противоречий и практических вопросов применения, что, безусловно, требует глубокого анализа и изучения правоприменительной практики.

Категории таких работников определены рядом нормативных правовых актов, в соответствии с которыми к работникам, трудовой договор с которыми подлежит расторжению по пункту 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, относятся, в частности, отдельные категории работников, занимающие должности в [1–6]:

• государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации;

Для Цитирования:
Волкова Ольга Николаевна, Рожко Галина Борисовна, Об особенностях института конфликта интересов в трудовом праве России. Вопросы трудового права. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: