В последние несколько десятилетий в публикациях, касающихся причин возникновения и возможностей лечения функциональных заболеваний желудочно-кишечного тракта (ФЗЖКТ), несмотря на наличие самых разнообразных точек зрения, подчеркивается необходимость коррекции психоэмоционального состояния и включения в комплексную терапию различных психотерапевтических методов и психотропных лекарств. За многие годы накоплен определенный позитивный клинический опыт применения такого подхода и к пациентам с синдромом раздраженного кишечника (СРК) — самой частой разновидности ФЗЖКТ [1. С. 11].
В настоящее время СРК признан типичным психосоматическим расстройством, при котором пациенты нуждаются в комплексной коррекции в биологической, психоэмоциональной и социальной сферах жизни [2, 5, 6, 7].
Расстройства стула, интенсивные хронические абдоминальные боли, метеоризм, диспептические явления сочетаются у этих пациентов с разнообразными пограничными психическими расстройствами, основными из которых являются тревожно-депрессивные проявления и ипохондрическая фиксация на плохом самочувствии [5, 6]. Отмечается, что наиболее используемыми и эффективными при данном расстройстве являются методы когнитивно-бихевиоральной терапии, суггестивные техники и симптомориентированные упражнения, снижающие проявления болезни [6, 7, 10, 11].
В последние годы все больше сообщений посвящено опыту применения разнообразных релаксационных приемов (медитации, йоги, нервно-мышечной релаксации, различных видов аутотренинга и многих других аналогичных методов), способных уменьшить клинические проявления синдрома раздраженного кишечника [14]. Исследования подтверждают эффективность этих методов лечения при СРК, показывая определенные симптоматические улучшения даже при краткосрочном применении [13, 14]. Высказывается мнение, что за счет обучения навыкам снижения мышечного напряжения и переработке переживания психологического стресса, повышения стрессоустойчивости можно управлять самочувствием больных и существенно облегчать их физическое и психическое состояние, повышать качество жизни. [1, 10–14].