По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 811.161 DOI:10.33920/nik-04-2402-11

Об опыте преподавания русского языка как иностранного китайским слушателям летней школы

Н. С. Артюхова ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева, г. Москва, Россия, E-mail: artiuhova@rgau-msha.ru
И. И. Галанкина ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева, г. Москва, Россия, E-mail: galankina@rgau-msha.ru
А. А. Соловьева ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева, г. Москва, Россия, E-mail: solovieva_aa@rgau-msha.ru
О. В. Цибизова ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева, г. Москва, Россия, E-mail: cibizova_o@rgau-msha.ru

В статье рассматривается специфика программы Летней школы РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, организуемой для выпускников Шаньдунского гидротехнического института (КНР), которые планируют поступать на основные факультеты вуза. Курс Летней школы построен с учётом этнопсихологических особенностей китайских учащихся и решает комплексные задачи по их языковой, социокультурной, профессиональной адаптации. Программа курса составлена в соответствии с современной концепцией профессионально ориентированного обучения иностранных учащихся в российских вузах, что подразумевает включение студентов-иностранцев в учебно-профессиональную коммуникацию на всех этапах и во всех формах образовательного процесса.

Литература:

1. Галанкина, И. И., Ильина, Л. А. Лингвообразовательная экскурсия: опыт понимания (начальный этап изучения РКИ) // Доклады ТСХА: Сборник статей. Выпуск 292. Часть VI. — М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2020. — С. 311–316

2. Галанкина, И. И., Перфильева, Н. В., Цибизова, О. В. Терминосистема гидротехники: диффузность терминополей и полицентричность // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. — 2022. — Т. 13. — № 3. — С. 730–749. doi.org/10.22363/2313-2299-2022-13-3-730-749

3. Галанкина, И. И., Цибизова, О. В. Элементы продуктивных технологий в курсовом обучении на уровне В1: видеоэкскурсия в дистанционном формате // Доклады ТСХА: Сборник статей. Выпуск 293. Часть II. — Москва: Изд-во РГАУ-МСХА, 2021. — С. 696–698

4. Шустикова, Т. В., Ильина, Л. А., Анисина, Ю. В. [и др.] Обучение русскому языку иностранных абитуриентов: коллективная монография. — М.: Флинта, 2020. — 332 с.

5. Поморцева, Н. В. Феномен адаптации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. — 2009. — №3. — С. 119–122

6. Сайкина, О. С. Как обучение в российском вузе влияет на самооценку китайских студентов // Доклады ТСХА. Выпуск 291 (Часть I). — М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2019 — С. 416–419

7. Solovieva, A. A., Galankina, I. I., Lukyanchenko, M. V., Artyukhova, N. S., Tsibizova, O. V. Problems of Teaching Professional Communication to Chinese Hydrotechnical Engineering Students // European Proceedings of Social and Behavioral Sciences EpSBS. International Scientifi c and Practical Conference. European Publisher. — 2021. — С. 317–327

8. Черкашина, Е. Л. Язык специальности как важная составляющая при обучении русскому языку как иностранному в неязыковом вузе // Интерактивность как катализатор развития вузов: Сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Москва, 11 апреля 2024 года. — СПб.: Изд. дом «Сциентиа», 2024. — С. 117–122

1. Galankina, I. I., Ilyina, L. A. (2020). Linguistic educational excursion: the experience of understanding (the initial stage of studying RCT). In: TLC reports: Collection of articles. Issue 292. Part VI. — Moscow: Publishing House RGAU-MSHA, pp. 311–316. (In Russian)

2. Galankina, I. I., Perfi lieva, N. V., Tsibizova, O. V. (2022). Terminosistema gidrotekhniki: diff uznost’ terminopolei i politsentrichnost’ [Terminosystem of hydraulic engineering: diff useness of terminopoles and polycentricity]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Teoriia iazyka. Semiotika. Semantika [Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Theory of Language. Semiotics. Semantics]. Vol. 13, no. 3, pp. 730–749. doi. org/10.22363/2313-2299-2022-13-3-730-749. (In Russian)

3. Galankina, I. I., Tsibizova, O. V. (2021). Elements of productive technologies in coursework at the B1 level: video course in distance format. In: TLC reports: Collection of articles. Issue 293. Part II. — Moscow: Publishing House RGAU-MSHA, pp. 696-698. (In Russian)

4. Shustikova, T. V., Ilyina, L. A., Anisina, Yu. V. [et al.] (2020). Russian language training for foreign applicants: A collective monograph — Moscow: Flinta, 332 p. (In Russian)

5. Pomortseva, N. V. (2009). Fenomen adaptatsii v professional’noi deiatel’nosti prepodavatelia russkogo iazyka kak inostrannogo [The phenomenon of adaptation in the professional activity of a teacher of Russian as a foreign language]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Voprosy obrazovaniia: iazyki i spetsial’nost’ [Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Education issues: Languages and specialty]. No. 3, pp. 119 -122. (In Russian)

6. Saikina, O. S. (2019). How studying at a Russian university aff ects the self-esteem of Chinese students. In: TLC reports. Issue 291 (Part I). — Moscow: Publishing House RGAU-MSHA, pp. 416–419. (In Russian)

7. Solovieva, A. A., Galankina, I. I., Lukyanchenko, M. V., Artyukhova, N. S., Tsibizova, O. V. (2021). Problems of Teaching Professional Communication to Chinese Hydrotechnical Engineering Students. In: European Proceedings of Social and Behavioral Sciences EpSBS. International Scientifi c and Practical Conference. European Publisher, pp. 317–327.

8. Cherkashina, E. L. (2024). The language of the specialty as an important component in teaching Russian as a foreign language in a non-linguistic university. In: Interactivity as a catalyst for the development of universities: Collection of articles of the VI International Scientifi c and Practical Conference. — St. Petersburg: Scentia, pp. 117– 122. (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 10.11.2024

Дата принятия рукописи в печать: 04.12.2024

Немаловажное место в системе преподавания русского языка как иностранного во многих российских вузах занимают Летние школы. Иностранные слушатели Летних школ сочетают изучение русского языка с экскурсионной программой, знакомятся с культурным наследием российских городов, погружаются в языковую среду и адаптируются к реалиям России. С той же целью в период новогодних каникул проводятся и Зимние школы. Программы данных школ реализуют прежде всего познавательно-развлекательные задачи.

Летняя школа, организуемая Российским государственным аграрным университетом — МСХА имени К.А. Тимирязева, при обучении китайских слушателей, помимо перечисленных выше задач, решает и ряд специфических, которые будут рассмотрены в данной статье.

В течение многих лет Тимирязевская академия поддерживает тесные академические связи с Шаньдунским гидротехническим институтом (далее — ШГИ). Выпускники этого учебного заведения КНР продолжают обучение в институтах старейшего российского аграрного вуза, а именно: в Институте мелиорации, водного хозяйства и строительства имени А. Н. Костякова, в Институте экономики и управления АПК и в Институте механики и энергетики имени В.П. Горячкина. Поступление в нашу академию рассматривается китайскими абитуриентами как шаг к престижной карьере, так как российский диплом позволяет специалисту успешно конкурировать на рынке труда в своей стране.

Прежде чем пройти вступительные испытания по русскому языку и ряду общеобразовательных дисциплин и поступить на один из основных факультетов, китайские абитуриенты проходят специальный курс Летней школы Академии: его основной целью является подготовка данного контингента слушателей к вступительным экзаменам. Благодаря этому обучению решается также ряд адаптационных задач в нескольких взаимосвязанных аспектах: языковом, социокультурном, профессиональном.

Для Цитирования:
Н. С. Артюхова, И. И. Галанкина, А. А. Соловьева, О. В. Цибизова, Об опыте преподавания русского языка как иностранного китайским слушателям летней школы. Общенаучный журнал. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: