Зарплата бюджетников никогда не была высокой. И в советские годы уровень оплаты труда врачей, учителей, работников культуры и науки, как и зарплаты многих других категорий рядовых трудящихся, был актуальной повесткой съездов КПСС. Но в советские годы, в годы «нерыночной», регулируемой Госпланом СССР экономики, уровень оплаты труда обеспечивал достаток в условиях скромного потребления при стабильных ценах на основные товары и услуги, которые всегда были доступны и всегда были в наличии.
Вспомним героев фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» и достаток наших родителей: что было на праздничном столе, какая обстановка и мебель была тогда приобретена (пусть и с надбавкой, «10 сверху или даже 25» — отнюдь не безумные даже по тем скромным временам деньги при средних зарплатах в 150–250 советских рублей), во что были одеты (отнюдь не в серых одинаковых пальто ходили тогда уже!) и какие подарки дарили. Сравните тот материальный достаток с сегодняшним днем: сильно ли мы, их дети, разбогатели за годы рыночного изобилия и в каком достатке/недостатке оказались (бы) теперь (представим) герои фильма и наши родители (тут нечего представлять!) при нынешних пенсиях врачей и учителей? Кем стали или становятся наши дети и какая перспектива у наших внуков? И не забудьте про крайнюю дату (deadline) очередного платежа по ипотеке или потребительскому кредиту, иначе банк напомнит вам, что все ваше «благополучие» — пока не совсем ваше, если не хотите иметь потом дело с судебными приставами и криминальными коллекторами!
Взяли очередной кредит, чтобы дотянуть до зарплаты, погасить текущий долг или хотя бы не просрочить следующий платеж и заплатить штрафы? В последней инстанции кредитования — микрокредитной конторе быстрого займа «всего под пару процентов в день» — уже не спросят про кредитную историю и размер зарплаты, там знают, что если вы стали их клиентом, то круг вашего призрачного достатка замкнулся. Вот вы и в ловушке бедности.
«Бедность работающих», бедность квалифицированных работников, которая в принципе не могла быть в те годы, пришла к нам буквально через несколько лет после «ускорения» и «перестройки», сразу после павловских реформ и либерализации цен в начале 1990-х.