По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371 DOI:10.33920/nik-02-2105-04

Об образовании и воспитании: к вопросу о проблеме глобальной безопасности

Иванова Ирина Сергеевна доцент кафедры философии, социологии, культурологии Московского гуманитарного университета, канд. филос. наук, доцент, 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: Lesnaya10@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-6493-2497

В статье анализируются те этические учения гуманитарных наук и художественных произведений, которые могут служить руководством к предупреждению конфликтов, угрозы самоистребления человечества. Автор указывает, что обучение и представление обществу его плодов должны быть телеологичными. Целью изучения данных текстов должна быть теория построения общепланетарного человеческого общежития, основанного на началах добра и справедливости. Она требует создания человека нового типа. И.С. Иванова представляет проблемы обучения и воспитания в виде трех кругов: круга воспитания личности и общества, образовательно-воспитательного круга, культурно-языкового круга. Как важнейшие для предупреждения конфликтов и угрозы самоистребления человечества учения в философии и этике автор выделяет золотое правило морали, категорический императив И. Канта; учение Вл. С. Соловьева о терпимости, развенчании национального, государственного и личного эгоизма. В области художественной литературы предлагается большее внимание уделять книгам Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, литературе о Великой Отечественной войне советского периода. В сфере культуры речи учить предупреждать конфликты при помощи системы табу и эвфемизмов. Автор предлагает идею единых для всех гуманитарных наук принципов, необходимых для воспитания человека нового типа и создания теоретических принципов построения общества нового общепланетарного человеческого общежития.

Литература:

1. Архипов С. Люби Бога и делай, что хочешь. Интервью с игуменом Сергием (Рыбко). — 2005 [Электронный ресурс] // Православие ру. — URL: https:// pravoslavie.ru/guest/051006114112.htm (дата обращения: 15.11.2020).

2. Блекта Р. Речь как основа и показатель совершенства с ведической точки зрения. — 2008 [Электронный ресурс] // Секреты монаха-астролога в офицерских погонах, или Десять разумных шагов на Пути к счастью. — URL: https://enigma-vita.livejournal.com/132033.html (дата обращения: 15.11.2020).

3. Волошин М. Пророки и мстители. Предвестия Великой революции [Электронный ресурс] // Перевал. Ноябрь. — 1906. — № 2. — С. 12–27. — URL: http:// lingua.russianplanet.ru/library/mvoloshin/mv_prorok.htm.

4. Думцев В.П. О «русской идее» Вл. Соловьева [Электронный ресурс] // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. — 2011. — URL: https://cyberleninka.ru/article/v/o-russkoy-idee-vl-solovieva (дата обращения: 22.07.2020).

5. Заповеди божьи [Электронный ресурс] // Православие ру. — URL: https://pravoslavie.ru/104777.html/(дата обращения: 15.11.2020).

6. Иванова И.С. Стратегические направления образования и наследие Вл. Соловьева. — 2017 [Электронный ресурс] // Стратегические направления развития науки, образования, технологий: сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции г. Белгород. 31 июля 2017 г. в четырех частях. — URL: http://www.mash.dobrota.biz/39yuridicheskie/70888-1-apni-strategicheskie-napravleniya-razvitiya-nauki-obrazovaniya-tehnologiy-sbornik-nauchnih-trudov-materialam-mezhd.php(дата обращения: 15.11.2020) .

7. Иванова И.С. Социально-философские обоснования важной роли табу и эвфемизмов в предупреждении конфликтов // Искусство как преображение реальности М.: У Никитских ворот , 2019. — 256 с.

8. Ильинский И.М. Образование и кризис понимания // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 2. — С. 5–10.

9. Кант И. Соч.: в 8 т. / под общ. ред. проф. А.В. Гулыги. — М.: ЧОРО, 1994. — Т. 4.

10. Костина А.В. Традиционная культура: к проблеме определения понятия [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 4. — URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/ Kostina// (дата обращения: 15.11.2020).

11. Луговой С. Золотое правило морали в философии И. Канта. — 2014 [Электронный ресурс]. — URL:http://kant-online.ru/?p=891/(дата обращения: 15.11.2020).

12. Ткачев А. Сон Раскольникова. — 2014 [Электронный ресурс] // Московский Патриархат Санкт-Петербургская епархия Церковь святых апостолов Петра и Павла. — URL: http://petr-pavel.ru/publikatsii/aktualnyie-temyi/son-raskolnikova.html/ (дата обращения: 15.11.2020).

13. Толстой Л.Н. Война и мир [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека А. Комарова. — URL: https://ilibrary.ru/text/11/p.164/index.html/(дата обращения: 15.11.2020).

1. Arkhipov S. Lyubi Boga i delay, chto khochesh'. Interv'yu s igumenom Sergiyem (Rybko). — 2005 [Elektronnyy resurs] // Pravoslaviye ru. — URL: https://pravoslavie.ru/ guest/051006114112.htm (data obrashcheniya: 15.11.2020).

2. Blekta R. Rech' kak osnova i pokazatel' sovershenstva s vedicheskoy tochki zreniya. — 2008 [Elektronnyy resurs] // Sekrety monakha-astrologa v ofitserskikh pogonakh, ili Desyat' razumnykh shagov na Puti k schast'yu. — URL: https://enigmavita.livejournal.com/132033.html (data obrashcheniya: 15.11.2020).

3. Voloshin M. Proroki i mstiteli. Predvestiya Velikoy revolyutsii [Elektronnyy resurs] // Pereval. Noyabr'. — 1906. — № 2. — S. 12–27. — URL: http://lingua.russianplanet.ru/ library/mvoloshin/mv_prorok.htm.

4. Dumtsev V.P. O «russkoy ideye» Vl. Solov'yeva [Elektronnyy resurs] // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina. — 2011. — URL: https://cyberleninka.ru/article/v/o-russkoy-idee-vl-solovieva (data obrashcheniya: 22.07.2020).

5. Zapovedi bozh'i [Elektronnyy resurs] // Pravoslaviye ru. — URL: https://pravoslavie.ru/104777.html/(data obrashcheniya: 15.11.2020).

6. Ivanova I.S. Strategicheskiye napravleniya obrazovaniya i naslediye Vl. Solov'yeva. — 2017 [Elektronnyy resurs] // Strategicheskiye napravleniya razvitiya nauki, obrazovaniya, tekhnologiy: sbornik nauchnykh trudov po materialam nauchno-prakticheskoy konferentsii g. Belgorod. 31 iyulya 2017 g. v chetyrekh chastyakh. — URL: http:// www.mash.dobrota.biz/39yuridicheskie/70888-1-apni-strategicheskie-napravleniya-razvitiya-nauki-obrazovaniya-tehnologiy-sbornik-nauchnih-trudov-materialam-mezhd.php(data obrashcheniya: 15.11.2020) .

7. Ivanova I.S. Sotsial'no-filosofskiye obosnovaniya vazhnoy roli tabu i evfemizmov v preduprezhdenii konfliktov // Iskusstvo kak preobrazheniye real'nosti M.: U Nikitskikh vorot, 2019. — 256 s.

8. Il'inskiy I.M. Obrazovaniye i krizis ponimaniya // Znaniye. Ponimaniye. Umeniye. — 2006. — № 2. — S. 5–10.

9. Kant I. Soch.: v 8 t. / pod obshch. red. prof. A.V. Gulygi. — M.: CHORO, 1994. — T. 4.

10. Kostina A.V. Traditsionnaya kul'tura: k probleme opredeleniya ponyatiya [Elektronnyy resurs] // Informatsionnyy gumanitarnyy portal «Znaniye. Ponimaniye. Umeniye». — 2009. — № 4. — URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina// (data obrashcheniya: 15.11.2020).

11. Lugovoy S. Zolotoye pravilo morali v filosofii I. Kanta. — 2014 [Elektronnyy resurs]. — URL: http://kant-online.ru/?p=891/(data obrashcheniya: 15.11.2020).

12. Tkachev A. Son Raskol'nikova. — 2014 [Elektronnyy resurs] // Moskovskiy Patriarkhat Sankt-Peterburgskaya yeparkhiya Tserkov' svyatykh apostolov Petra i Pavla. — URL: http://petr-pavel.ru/publikatsii/aktualnyie-temyi/son-raskolnikova.html/ (data obrashcheniya: 15.11.2020).

13. Tolstoy L.N. Voyna i mir [Elektronnyy resurs] // Internet-biblioteka A. Komarova. — URL: https://ilibrary.ru/text/11/p.164/index.html/(data obrashcheniya: 15.11.2020).

В современном обществе обострились межгосударственные, межклассовые, межгрупповые конфликты. Причиной этого могут быть не только экономические кризисы, но и ухудшение качества образования, фальсификация истории, отсутствие единого международного фронта идеологии, когда все гуманитарные науки и искусства в едином ключе проводят идеи мира, дружелюбия, добра, справедливости, гуманизма. Обучение и представление обществу его плодов должны быть телеологичными, цели надо выбирать благородные: создание человеческого общества нового типа, воспитание гуманной личности, предупреждение непродуктивных конфликтов на всех уровнях человеческой жизни, спасение человечества от угрозы самоистребления.

Эти задачи могут ставить любые гуманитарные науки. Например, этика касается и истории религии. Особенно важны здесь такие заповеди христианской религии, как «не убивай», «не желай дома ближнего твоего; ничего, что есть у ближнего твоего» [5]. С позиции философии здесь можно вспомнить концепцию человека И. Канта, который выделял в индивиде животное и духовное начало, разум, связанный с божественными целями, и рассудок, действующий на основе обобщения эмпирической реальности. Надо чаще применять при попытке претворить идеи в жизнь категорический императив И. Канта «поступай только согласно той максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» [9, c. 195]. Философия и этика действуют на разум, а для правильного воспитания личности нужно воздействие и на чувственную сферу. Для этого надо правильно преподавать этические концепции литературы и гуманитарных наук.

Литература советского периода о Второй мировой ярко показывает и ужасы войны, и гуманизм народа, защищавшего свою страну. Это произведения М.А. Шолохова, А.Н. Толстого, Р. Рождественского, Е. Евтушенко, Б. Полевого, Ю. Бондарева, В. Быкова, Б. Васильева. Важно не только призывать к прочтению книг данных авторов, но и правильно трактовать их, вызывая уважение к героям, ненависть к насилию.

Для Цитирования:
Иванова Ирина Сергеевна, Об образовании и воспитании: к вопросу о проблеме глобальной безопасности. Ученый совет. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: