По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.3.027.8

Об измерении текущих параметров режима воздушной линии сверхвысокого напряжения

Баламетов А.Б. Азербайджанский научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт энергетики, г. Баку, Республика Азербайджан
Халилов Э.Д. Азербайджанский научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт энергетики, г. Баку, Республика Азербайджан
Илясов О.В. Азербайджанский научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт энергетики, г. Баку, Республика Азербайджан

Приводятся результаты экспериментальных исследований по измерениям параметров режима по концам воздушной линии – ВЛ 500 кВ «2-я Апшеронская» на базе информационно-вычислительных комплексов и персональных компьютеров. Анализированы вопросы экономичности эксплуатации ВЛ и потери мощности в воздушной линии сверхвысокого напряжения – ВЛ СВН.

Литература:

1. Емельянов Н.П., Зицер М.М., Костюшко В.А., Тамазов А.И. Потери мощности от короны на линиях 750 и 1150 кВ // Электричество. – 1986. – № 9. – С. 5–7.

2. Тамазов А.И. Измерение текущих потерь мощности ВЛ // Электрические станции. – 2005. – № 8. – С. 53–57.

3. Баламетов А.Б. Моделирование потерь мощности на корону в ВЛ СВН в установившихся режимах // Электричество. – 1995. – № 10. – С. 22–28.

4. Баламетов А.Б. Оперативная модель коронирующей воздушной линии сверхвысокого напряжения // First International Conference on Technical and Physical Problems in Power Engineering, TPE-2002. – 23–25 April 2002. – BakuAzerbaijan. – P. 241–245.

5. Баламетов А.Б. К выбору оптимального режима электропередачи сверхвысокого напряжения с учетом потерь мощности на корону // Труды Международный научно-технической конференции «Передача энергии переменным током на дальние и сверхдальние расстояния». – 15–19 сентября 2003 г. – Новосибирск. – Том 1. – С. 188–197.

6. Баламетов А.Б., Халилов Э.Д., Исаев М.З. Об одном техническом мероприятии, повышающем пропускную способность, надежность и экономичность эксплуатации энергосистемы. АзНИИ НТИ и ТЭИ // Информационный листок. – 2006. – № 8. – С. 1–5.

7. Баламетов А.Б. Определение оптимального перепада напряжения электропередачи сверхвысокого напряжения // Электричество. – 2000. – № 12. – С. 18–24.

8. Баламетов А.Б. Модели и методы расчета установившихся режимов электрических сетей с учетом коронирования проводов. – Баку: Элм, 2 005. – 355 с. А.с. 1368796 (СССР). Способ определения активной мощности в высоковольтной линии переменного тока. / А.Б. Баламетов, О.С. Мамедяров, А.И. Тамазов. – Заявл. 23.01.88. Опубл. в Б.И., 1988, № 3.

При оперативном регулировании режима напряжений энергосистем, определении себестоимости продаваемой электроэнергии, определении КПД ВЛ необходимо иметь объективные данные о потерях мощности и энергии в этих линиях. Из-за больших погрешностей измерительных трансформаторов тока и напряжения, преобразователей активной мощности, а также погрешностей измерительных систем передачи данных, регистрируемые текущие значения активной мощности содержат погрешность, которая может быть больше потерь мощности в ВЛ. Поэтому существовало мнение, что определить потери мощности в ВЛ путем вычитания из измеренной на отдающем конце ВЛ активной мощности Р1 активной мощности, измеренной на приемном конце Р2, невозможно. Анализ погрешностей системы измерения текущих потерь позволяет получить текущие значения потерь в ВЛ с приемлемой для практики точностью.

В работах [1, 2] рассматриваются измерения потерь на корону и текущих потерь мощности ВЛ. Однако в настоящее время отсутствует достаточно разработанная оперативная модель коронирующей линии сверхвысокого напряжения. Параметры воздушной линии (активное сопротивление, активная и емкостная проводимости) в реальных условиях меняются в зависимости от потерь на корону [1–9], температуры окружающей среды и метеорологических условий трассы линии. Сопротивление провода является функцией плотности тока, температуры окружающей среды, скорости ветра и интенсивности осадков. В связи с этим оперативная идентификация параметров ВЛ СВН с учетом реальных условий работы имеет важное значение. В докладе анализируются результаты определения параметров воздушной линии по измерениям на обоих концах линии.

Для измерения потерь на корону наиболее широкое распространение получили мостовые схемы измерения мощности и антенный измеритель потерь мощности на корону. Погрешность измерения потерь на корону антенным измерителем может достигать 20 %. Мостовые схемы измерения обычно применяются для измерения потерь коротких, незагруженных участков ВЛ. В последнее время большое внимание уделяется измерению суммарных потерь активной мощности в воздушной линии по активным мощностям по концам линии [7–9] и выделению из них потерь мощностей на корону и на нагрев проводов.

Для Цитирования:
Баламетов А.Б., Халилов Э.Д., Илясов О.В., Об измерении текущих параметров режима воздушной линии сверхвысокого напряжения. Главный энергетик. 2016;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: