По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371.214

Об использовании профессиональных стандартов при разработке и реализации образовательных программ

С.А. Ковальчук канд. техн. наук, директор Департамента академической политики, Тихоокеанский государственный университет;
Т.О. Ивакаева специалист по учебно-методической работе отдела исследований, анализа и аудита качества образования Департамента академической политики, Тихоокеанский государственный университет

В статье рассматривается применение профессиональных стандартов при разработке и реализации образовательных программ. Подробно рассмотрена национальная система квалификаций, ее функции и решаемые задачи.

Литература:

1. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации — [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru.

2. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации  / О.Ф. Батрова, В.И.  Блинов  — М.: Федеральный институт развития образования, 2008.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

4. Постановление Правительства РФ от 22 января 2013  г. №  23 «О  правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».

Предпосылками применения профессиональных стандартов в образовательных организациях стали такие проблемы на рынке труда:

• существенное превышение заявленной работодателями потребности в работниках по сравнению с численностью безработных, обратившихся в государственную службу занятости (на 1 марта 2017 г. — 1,2 млн вакансий и 929 729 безработных);

• качественный разрыв между спросом и предложением рабочей силы. Заполнение вакансий квалифицированных рабочих технических профессий (в обрабатывающих производствах — около 70% вакансий) остается острой проблемой;

• профессиональное образование недостаточно ориентировано на перспективные и текущие потребности рынка труда (по оценкам аналитиков всего 37% граждан работают по специальности);

• недостаток квалифицированного персонала отмечается, по экспертным оценкам, практически на четверти предприятий, что является сдерживающим фактором экономического роста;

• по данным опросов работодателей, отмечается увеличение издержек работодателей, связанных с адаптацией и дополнительным обучением работников вследствие недостаточного развития профессиональных компетенций [1].

В целях устранения данных несоответствий в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее — Концепция) был предложен переход от рынка дипломов к рынку квалификаций. В Концепции определена одна из стратегических целей государственной политики в области образования — формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки и системы сертификации квалификаций.

Национальная рамка квалификаций является инструментом сопряжения сферы труда и сферы образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России [2, c. 1].

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации разработана на основании соглашения о взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей (далее — Соглашение) с учетом опыта построения Европейской рамки квалификаций, национальных рамок стран — участниц Болонского и Копенгагенского процессов. Национальная рамка квалификаций является составной частью и основой разработки Национальной системы квалификаций Российской Федерации, в которую должны войти также отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальная система оценки результатов образования и сертификации, предусматривающая единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях [2, c. 1] .

Для Цитирования:
С.А. Ковальчук, Т.О. Ивакаева, Об использовании профессиональных стандартов при разработке и реализации образовательных программ. Юрист ВУЗа. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: