Предпосылками применения профессиональных стандартов в образовательных организациях стали такие проблемы на рынке труда:
• существенное превышение заявленной работодателями потребности в работниках по сравнению с численностью безработных, обратившихся в государственную службу занятости (на 1 марта 2017 г. — 1,2 млн вакансий и 929 729 безработных);
• качественный разрыв между спросом и предложением рабочей силы. Заполнение вакансий квалифицированных рабочих технических профессий (в обрабатывающих производствах — около 70% вакансий) остается острой проблемой;
• профессиональное образование недостаточно ориентировано на перспективные и текущие потребности рынка труда (по оценкам аналитиков всего 37% граждан работают по специальности);
• недостаток квалифицированного персонала отмечается, по экспертным оценкам, практически на четверти предприятий, что является сдерживающим фактором экономического роста;
• по данным опросов работодателей, отмечается увеличение издержек работодателей, связанных с адаптацией и дополнительным обучением работников вследствие недостаточного развития профессиональных компетенций [1].
В целях устранения данных несоответствий в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее — Концепция) был предложен переход от рынка дипломов к рынку квалификаций. В Концепции определена одна из стратегических целей государственной политики в области образования — формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки и системы сертификации квалификаций.
Национальная рамка квалификаций является инструментом сопряжения сферы труда и сферы образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России [2, c. 1].
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации разработана на основании соглашения о взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей (далее — Соглашение) с учетом опыта построения Европейской рамки квалификаций, национальных рамок стран — участниц Болонского и Копенгагенского процессов. Национальная рамка квалификаций является составной частью и основой разработки Национальной системы квалификаций Российской Федерации, в которую должны войти также отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальная система оценки результатов образования и сертификации, предусматривающая единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях [2, c. 1] .