По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004.5

Об Интернете и кибертрансформации образования

Фурсов В.В. кандидат философских наук, магистр права, доцент кафедры общей психологии и педагогики, ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова», лауреат конкурса «Грант Москвы в сфере образования в 2007 году». E-mail: vfursov@mail.ru, Тел.: +7 (909) 158-7660
Ананишнев В.М. доктор социологических наук, профессор, Московский городской педагогический университет. E-mail: ananishnevv@yandex.ru
Фурсов И.В. магистр психологии, аспирант кафедры нейро- и патопсихологии, ФГБО УВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» (МГУ). E-mail: ivanfursov1@mail.ru, Тел.: +7 (906) 707-7224

Интернет изменил мир. Образовательное пространство вузов не стало исключением. Авторы показывают: новейшие цифровые технологии не только предоставляют новые возможности в области образования, но и трансформируют всю систему вузовского образования. Классическая форма вуза, по сути, исчезает, вытесняемая интерактивным, виртуальным образовательным пространством. Благодаря Интернету беспрецедентная доступность и простота получения знаний трансформируют функции преподавателя вуза, делают необязательными отдельные элементы образовательного процесса. Изменяется отношение студентов к обучению. Существуют и другие «оборотные стороны», связанные с активным внедрением интернет-технологий в образовательное пространство.

Литература:

1. Ананишнев В.М., Ткаченко А.В., Фурсов В.В. Международные критерии и показатели оценки деятельности вузов // Системная психология и социология. — 2016. — Т. 19. — № 3. — С. 86–92.

2. Ананишнев В.М., Фурсов В.В. Международные критерии и показатели эффективности деятельности образовательных учреждений / В сб.: Перспективы развития системы столичного образования. Сборник научных трудов. — 2016. — С. 14–25.

3. Фурсов В.В. Моделирование и прогнозирование социальных процессов в образовании // Ученый совет. — 2014. — № 2. — С. 38–43.

4. Фурсов В.В. Образование как когнитивная система. Синергетический подход // Дистанционное и виртуальное обучение. — М.: СГУ, 2015. — № 10 (100). — С. 117–127.

5. Фурсов В.В. Педагогика третьего тысячелетия требует новой парадигмы // Философия образования. — 2016. — № 4 (67). — С. 13–19.

Сегодня вряд ли кто сомневается в том, что Интернет изменил мир. Образовательное пространство вузов не стало здесь исключением. Мы помним, как еще недавно преподаватели старой (или, вернее, классической школы) не очень одобряли использование интернет-ресурсов при подготовке студентов к занятиям, докладов, рефератов, курсовых работ, дипломов и т.п. [2]. Сегодня все наоборот. Сегодня работать в библиотеке у студентов и не только уже считается отсталым архаизмом. Мало того, сформировалось поколение студентов, которые ни разу не бывали в библиотеке, а если и бывали, то лишь затем, чтобы получить в начале семестра рекомендованный комплект учебников и сдать его по окончании. Но многие «не парятся» и с этим: «Интернет рулит» — там найдется все. Все это кардинально меняет весь образовательный процесс. Классическая форма вуза, по сути, исчезает, вытесняемая интерактивным, виртуальным образовательным пространством [1]. Сегодня многие студенты уже не пишут лекций, предпочитая фотографировать слайды на мобильные телефоны. Экзамены — особый разговор. Шпаргалки скоро можно будет увидеть лишь в качестве экспоната в вузовском музее. И если раньше обнаруженная у студента старательно написанная мелким, аккуратным, четким почерком и свернутая в гармошечку шпаргалка была бы стопроцентным поводом не сданного экзамена, сегодня, обнаружив у студента подобный артефакт «хендмейд», преподаватель, наоборот, поставил бы «отлично» такому студенту, отметив его старания и труд.

Во многих вузах стало нормой, когда студент читает доклад с мобильника, ошибаясь в словах и ударениях, загуглив его тему за пять минут до выступления. И многие преподаватели уже привыкли и согласились на такой заниженный стандарт.

Мало того, может сложиться впечатление о том, что и преподаватель теперь не очень нужен, что он вполне успешно может быть заменен интерактивной образовательной средой, поскольку в таком контексте он представляет собой не более чем ретранслятор знаний, которые и без него свободно доступны в Интернете [3]. Привычная, классическая форма вузовского образования, основанная на лекциях и семинарах, «трещит по швам». И если семинарские (то есть практические) занятия еще возможно как-то отстоять и обосновать, то лекции, особенно по базовым общеобразовательным предметам, решительно теряют смысл ввиду доступности материала в Интернете. Там можно найти практически любой контент и в разных формах: и в сложной академической, и в сокращенной, и в конспективной, и в научно-популярной, и в виде презентаций, и в виде видеолекций известных профессоров. Всего полно, всего достаточно.

Для Цитирования:
Фурсов В.В., Ананишнев В.М., Фурсов И.В., Об Интернете и кибертрансформации образования. Ученый совет. 2018;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: