А. А.: Все знают, что культура сложный феномен. Попытки сформулировать ее сущность предпринимаются давно и уже породили массу различных определений. Их сотни, называют даже цифру «более пятисот». Так велик и многообразен мир культуры. Сводимо ли все это к информации, сводима ли сущность культуры к информации?
Х. Т.: Очевидно, что несводима. Информационно-семиотическая теория и не сводит культуру к информации — не ставит знака равенства между культурой и информацией. Она исходит из того, что информация, которая всегда была частью жизнедеятельности человека (и без которой просто немыслимо бытие человека), неминуемо связана с культурой, которая охватывает все аспекты бытия человека, пытаясь понять суть и содержание отношений информации и культуры. Эта теория, как и большинство теорий культуры, понимает культуру как систему смыслов, ценностей, форм и механизмов бытия человека, но базирующуюся на информационных процессах.
Это на первый взгляд культура и информация кажутся такими разными, несоотносимыми. Ведь культура ассоциируется прежде всего с «высоким» — с моралью, поэзией, музыкой, ценностным миром человека, а информация — с чем-то обыденным, техническим, с потоком сообщений из недр суетного мира, полных страха, тревог, ощущения неведомого грядущего.
Вера в чуждость информации культуре усиливается, когда обращаешься к определениям культуры в наших учебниках по культурологии. В них культура предстает как «реестр заветного наследования» — передаваемой из поколения в поколение совокупности смыслов, ценностей, символов, идей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения.
А. А.: Вы видите культуру иначе? Монография, о которой пойдет речь в нашем диалоге (я уже успел ознакомиться с ней), трактует ее во многом подругому, как мне показалось.
Х. Т.: Не все так просто. Давайте для начала обратимся к информации и ее теории. Дело в том, что информация, будучи атрибутом материи, сопутствует любой форме ее (материи) существования начиная с форм природных миров — физического, химического, биологического. Информация, как известно, активно творится и человеком. В итоге нас окружает многообразный, сложный, бесконечный мир информации, который, как уже отмечалось (да это и очевидно), не может не иметь отношения к культуре. Каковы эти отношения, в чем их суть, какова роль информации в культуре — так ставится, так стоит вопрос в информационно-семиотической теории.