По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Об информационно-семиотической теории культуры. Диалог в редакции журнала «Вопросы культурологии»

В разгар эпидемии COVID-19 вышла в свет первая в России системная монография по проблематике информационно-семиотической теории культуры (Тхагапсоев Х.Г., Астафьева О.Н., Докучаев И.И., Леонов И.В. Информационно-семиотическая теория; введение. — СПб.: Астерион, 2020. — 208 с.), которая пока не получила широкой известности. Эта книга и стала поводом к диалогу главного научного редактора Издательского дома «Панорама» Андрея Валерьевича Агошкова с одним из авторов и координатором авторского коллектива монографии — Хажисмелем Гисовичем Тхагапсоевым.

А. А.: Все знают, что культура сложный феномен. Попытки сформулировать ее сущность предпринимаются давно и уже породили массу различных определений. Их сотни, называют даже цифру «более пятисот». Так велик и многообразен мир культуры. Сводимо ли все это к информации, сводима ли сущность культуры к информации?

Х. Т.: Очевидно, что несводима. Информационно-семиотическая теория и не сводит культуру к информации — не ставит знака равенства между культурой и информацией. Она исходит из того, что информация, которая всегда была частью жизнедеятельности человека (и без которой просто немыслимо бытие человека), неминуемо связана с культурой, которая охватывает все аспекты бытия человека, пытаясь понять суть и содержание отношений информации и культуры. Эта теория, как и большинство теорий культуры, понимает культуру как систему смыслов, ценностей, форм и механизмов бытия человека, но базирующуюся на информационных процессах.

Это на первый взгляд культура и информация кажутся такими разными, несоотносимыми. Ведь культура ассоциируется прежде всего с «высоким» — с моралью, поэзией, музыкой, ценностным миром человека, а информация — с чем-то обыденным, техническим, с потоком сообщений из недр суетного мира, полных страха, тревог, ощущения неведомого грядущего.

Вера в чуждость информации культуре усиливается, когда обращаешься к определениям культуры в наших учебниках по культурологии. В них культура предстает как «реестр заветного наследования» — передаваемой из поколения в поколение совокупности смыслов, ценностей, символов, идей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения.

А. А.: Вы видите культуру иначе? Монография, о которой пойдет речь в нашем диалоге (я уже успел ознакомиться с ней), трактует ее во многом подругому, как мне показалось.

Х. Т.: Не все так просто. Давайте для начала обратимся к информации и ее теории. Дело в том, что информация, будучи атрибутом материи, сопутствует любой форме ее (материи) существования начиная с форм природных миров — физического, химического, биологического. Информация, как известно, активно творится и человеком. В итоге нас окружает многообразный, сложный, бесконечный мир информации, который, как уже отмечалось (да это и очевидно), не может не иметь отношения к культуре. Каковы эти отношения, в чем их суть, какова роль информации в культуре — так ставится, так стоит вопрос в информационно-семиотической теории.

Для Цитирования:
А.В. Агошков, Об информационно-семиотической теории культуры. Диалог в редакции журнала «Вопросы культурологии». Вопросы культурологии. 2022;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: