Регулирование отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности человека осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве.
Информация о почвенном покрове сельскохозяйственных угодий, повсеместно происходящих в почвах пахотных земель негативных изменениях под воздействием производственной деятельности без компенсации расхода питательных веществ, отчуждаемых из почвы урожаем сельскохозяйственных культур, внесением органических удобрений, посевами многолетних трав и сидератов, а также разложением растительных остатков является убедительным доказательством того, что продуктивные сельскохозяйственные земли, являясь основным средством производства в сельском хозяйстве, постоянно нуждаются в «ремонте», требующем определенных затрат на его амортизацию — поддержание и воспроизводство почвенного плодородия.
Раньше этим занималась сама природа. Поселенец посреди лесов и болот отыскивал сухое место, на котором можно было бы с некоторой безопасностью и удобством выстроить избу. На таком сухом месте выжигался лес, выкорчевывались пни, поднималась целина. Выжигая лес на новье, крестьянин сообщал суглинку усиленное плодородие и несколько лет к ряду снимал с него урожай, потому что зола служит довольно сильным удобрением. Но то было насильственное и скоропреходящее плодородие. Через 6–7 лет почва совершенно истощалась, и крестьянин покидал ее, оставлял на продолжительный отдых, запускал в перелог, переносил свой двор на другое место, поднимал другую новь, ставя новый «починок» на лесе. То есть пашня — это средство производства, созданное не только и не столько «трудом» природы, сколько изготовленное приложением труда и капитала предшествующих поколений людей, требующее ремонта: капитального или текущего для сохранения или приумножения своей производительной силы.
По А. Маршаллу («Принципы экономической науки» — Т. 1. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. — 415 с.): «Большая часть почв давно заселенных стран множество раз подвергалась обработке человеком, и своим нынешним состоянием обязана труду человека». «С точки зрения индивидуального земледельца земля представляет собой просто одну из форм капитала». О том же пишет М. Блауг («Экономическая мысль в ретроспективе»): «На самом деле природные ресурсы не отличаются от всего класса капитальных благ, которые нужно сначала приготовить, а затем затрачивать средства на поддержание их в рабочем состоянии. Осушенные, расчищенные и удобренные поля — это такой же продукт прошлого труда, как и машины».