Закон РФ «О ветеринарии» определяет эту область научных знаний и практической деятельности как решающую проблемы предупреждения болезней, лечения больных животных, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животного происхождения, а также предупреждения случаев заболевания людей болезнями, общими для животных и человека.
Лечение больных животных и выпуск безопасных в ветеринарном отношении продуктов животного происхождения постоянно совершенствуются многочисленными разносторонними экспериментальными исследованиями на базе организма лабораторных и продуктивных животных. Такими же исследованиями получают знания о специфической профилактике болезней и возможностях наработки соответствующих вакцин. Перечисленные проблемы познаются на базе знаний инфекционного процесса. Его определяют как «динамику реакций взаимодействия возбудителя болезни и макроорганизма в конкретных условиях внешней среды» [1].
Программы учебных заведений регулярно обновляются результатами таких исследований. Их с большим эффектом используют в клиниках врачи ветеринарной медицины, занятые диагностикой болезней и лечением больных животных. Эффект от использования знаний, полученных на базе инфекционного процесса, подтверждает его адекватность.
Но если причинами болезней являются нарушения условий содержания и кормления животных, то без приведения этих условий в норму лечение не может быть эффективным. Снятие в такой ситуации основных клинических признаков болезни с помощью медикаментозных средств – это только иллюзия выздоровления. Для предупреждения такой патологии надо учитывать знания из сферы эпизоотического процесса. Этот процесс определили без учета фундаментальной основы знаний экологии животных как «сложный непрерывный процесс возникновения и распространения заразных болезней, связанный с цепной передачей их возбудителей от зараженных животных восприимчивым здоровым» [2]. Указание на то, что процесс сложный, затрудняет разработку его модели, что не позволяет изучать резервуары и источники возбудителя инфекции, пути и механизмы его передачи, пусковые механизмы и движущие силы эпизоотического процесса. Приведенное авторами уточнение, что «обязательным условием существования заразных болезней... является непрерывность цепи последовательных заражений и биологический паразитизм», не раскрывает понимания термина «сложный». Не раскрывает понимания этого термина и то, что эпизоотический процесс, по их мнению, «можно рассматривать как взаимодействие популяций патогенного паразита и популяций его хозяина в конкретных условиях внешней среды».