Начну со здоровья, поскольку мне, как человеку, пришедшему в систему образования из системы здравоохранения, эта тема очень близка. Сегодня в образовании — и высшем, и общем — надо бить тревогу по поводу здоровья, и не только школьника или студента, но и преподавателя — как школьного, так и вузовского. И это при том, что оба стандарта — основного общего и высшего образования — предусматривают различные положения о сохранении здоровья детей и молодежи.
Например, школьный стандарт направлен на «обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья»1 . В основе этого программного документа лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает «построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся». Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, который соблюдает «правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды».
Однако система, в которой ребенок постоянно становится объектом чьих-то образовательных экспериментов, пагубна изначально. Мы еще не успели адаптировать его к одним условиям обучения, как уже возникают другие. Еще вчера мы по-домашнему опекали детей, помогали им в освоении знаний, а сегодня вся идеология образования направлена на то, чтобы ребенок до всего додумывался сам, образовательный процесс обращен непосредственно к ребенку, учитель не должен помогать учащемуся, он не может выступать той мягкой прокладкой между подростком и проблемой, которая его беспокоит. Позиция педагога — это позиция наблюдателя. Воспитательная роль учителя минимизирована.
Ребенок при этом чрезвычайно перегружен, он часто не понимает, что от него хотят. И не случайно в последнее время все больше стало встречаться детей с нервными расстройствами. Данные официальной статистики за последние 10 лет говорят, что заболеваемость детей до 14-летнего возраста увеличилась на 50%. Еще хуже обстоит дело с детьми 15–17 лет, уровень заболеваемости среди этого контингента возрос на 64%. Среди детей всех возрастов наиболее значительно увеличилось число болезней эндокринной, костно-мышечной системы, систем кровообращения, пищеварения, врожденных пороков развития, анемий, а среди лиц старшего подросткового возраста — психических расстройств. Серьезным индикатором ухудшения состояния здоровья детей является рост числа детей-инвалидов. В настоящее время в нашей стране инвалидами являются 620 342 ребенка в возрасте до 18 лет включительно. За последние пять лет число детей-инвалидов всех возрастов увеличилось на 170 тыс. человек. Рост числа инвалидов происходил в этот период преимущественно за счет лиц подросткового возраста (10– 17 лет включительно)2 .