По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014

О здоровье, труде, профессионализме и любви через призму федеральных государственных образовательных стандартов

Щетинина Гаянэ Георгиевна директор частного среднего общеобразовательного учреждения «Школа “Лидер”» Россия, 143581, Московская область, Истринский район, Павловская слобода, д. 4 E-mail: shet.gai@yandex.ru

В статье показано, что ценности, которые составляют содержание современной культуры, присутствуют в нашем сознании независимо от экономического уклада жизни, политической конъюнктуры, социальных отношений. Эти незыблемые доминанты составляют базис культурных традиций, общественных норм и правил, они лежат в основе государственных законов, которые регулируют социальные процессы. Чрезвычайно важно, чтобы эти ценности отражались в основополагающих документах, принимаемых на государственном уровне, особенно в такой сфере, как образование. Своим оригинальным взглядом на федеральные образовательные стандарты высшего и общего образования с позиции ценностных ориентиров, с точки зрения преемственности стандартов разных уровней, а также их практического применения делится с читателями журнала «Ученый совет» директор частной средней общеобразовательной школы «Лидер», кандидат медицинских наук Гаянэ Георгиевна Щетинина.

Начну со здоровья, поскольку мне, как человеку, пришедшему в систему образования из системы здравоохранения, эта тема очень близка. Сегодня в образовании — и высшем, и общем — надо бить тревогу по поводу здоровья, и не только школьника или студента, но и преподавателя — как школьного, так и вузовского. И это при том, что оба стандарта — основного общего и высшего образования — предусматривают различные положения о сохранении здоровья детей и молодежи.

Например, школьный стандарт направлен на «обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья»1 . В основе этого программного документа лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает «построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся». Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, который соблюдает «правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды».

Однако система, в которой ребенок постоянно становится объектом чьих-то образовательных экспериментов, пагубна изначально. Мы еще не успели адаптировать его к одним условиям обучения, как уже возникают другие. Еще вчера мы по-домашнему опекали детей, помогали им в освоении знаний, а сегодня вся идеология образования направлена на то, чтобы ребенок до всего додумывался сам, образовательный процесс обращен непосредственно к ребенку, учитель не должен помогать учащемуся, он не может выступать той мягкой прокладкой между подростком и проблемой, которая его беспокоит. Позиция педагога — это позиция наблюдателя. Воспитательная роль учителя минимизирована.

Ребенок при этом чрезвычайно перегружен, он часто не понимает, что от него хотят. И не случайно в последнее время все больше стало встречаться детей с нервными расстройствами. Данные официальной статистики за последние 10 лет говорят, что заболеваемость детей до 14-летнего возраста увеличилась на 50%. Еще хуже обстоит дело с детьми 15–17 лет, уровень заболеваемости среди этого контингента возрос на 64%. Среди детей всех возрастов наиболее значительно увеличилось число болезней эндокринной, костно-мышечной системы, систем кровообращения, пищеварения, врожденных пороков развития, анемий, а среди лиц старшего подросткового возраста — психических расстройств. Серьезным индикатором ухудшения состояния здоровья детей является рост числа детей-инвалидов. В настоящее время в нашей стране инвалидами являются 620 342 ребенка в возрасте до 18 лет включительно. За последние пять лет число детей-инвалидов всех возрастов увеличилось на 170 тыс. человек. Рост числа инвалидов происходил в этот период преимущественно за счет лиц подросткового возраста (10– 17 лет включительно)2 .

Для Цитирования:
Щетинина Гаянэ Георгиевна, О здоровье, труде, профессионализме и любви через призму федеральных государственных образовательных стандартов. Ученый совет. 2016;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: