По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 69.003.12

О запрете применения сметных нормативов при исполнении госконтрактов

Е.Ю. Васильева канд. экон. наук, доцент, главный редактор журнала «Сметно-договорная работа в строительстве», E-mail: elena_vasilyeva_msc@mail.ru

Статья посвящена поправкам, принятым в мае 2022 г. для развития законодательства в сфере закупок строительных работ. С 01.05.2022 введен запрет на применение сметных нормативов и цен строительных ресурсов при исполнении некоторых работ. Данное нововведение может иметь как положительное влияние на исполнение договоров (контрактов) в сфере строительства, так и ряд негативных последствий. Анализ вопроса показывает, что введенный запрет, как и новый порядок формирования сметной стоимости строительства в целом, нуждается в доработке.

Литература:

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 09.04.2020 № 16-П).

2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ред. от 11.06.2022 № 160-ФЗ).

3. Федеральный закон от 01.05.2022 № 124ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 № 680 «Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия».

5. Пашинина, Д. С 1 мая при исполнении контрактов введен запрет на применение сметных нормативов и цен строительных ресурсов // Приоритет [Электронный ресурс]. — URL: https://www. uk-prioritet.ru/presscenter/lawnews/zapretna-primenenie-smetnyix-normativov/ (дата обращения: 12.06.2022).

6. Дон, В. Решение проблемы запрета применения строительных нормативов и цен строительных ресурсов при исполнении строительных договоров (контрактов) в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ // Практика закупок [Электронный ресурс]. — URL: http://223-expert.ru/analytics/reshenie-problemy-zapreta-primeneniya-stroitelnykh-normativov-i-tsen-stroitelnykh-resursov-pri-ispol/ (дата обращения: 12.06.2022).

7. Приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр (ред. от 25.02.2022) «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства» (зарег. в Минюсте России 03.02.2020 № 57401).

С 1 мая 2022 г. произошло важное изменение в сфере закупок строительных работ в рамках законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.

Федеральным законом от 01.05.2022 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1–3] были внесены изменения в ч. 1 ст. 8.3 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым с 01.05.2022 введен запрет на применение сметных нормативов и цен строительных ресурсов при исполнении работ, указанных в ч. 1 ст. 8.3 Градостроительного кодекса РФ, строительных договоров (контрактов), заключенных в рамках Закона № 44-ФЗ о контрактной системе и Закона № 223-ФЗ о закупках, включая такие, как:

1) строительство объектов капитального строительства (ОКС);

2) реконструкция ОКС;

3) капитальный ремонт ОКС;

4) снос ОКС;

5) выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Запрет распространяется на время исполнении контрактов (договоров) на вышеперечисленные виды работ, в случае если они финансируются за счет:

1) бюджетных средств;

2) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями);

3) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых публично правовые образования имеют долю более 50% [3].

Представляется важным рассмотреть возможные последствия нововведения для сметной работы и деятельности строительных организаций в целом.

Сметные нормативы и цены строительных ресурсов с 1 мая 2022 г. применяются исключительно для формирования сметной стоимости строительства, используемой при формировании начальной (максимальной) цены договора (контракта) [3].

Существуют особенности расчета начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) на закупку строительных работ. Если срок выполнения работ переходит на второй и (или) последующие годы, то НМЦК определяется по формуле:

НМЦК = ССР * И инф,

Для Цитирования:
Е.Ю. Васильева, О запрете применения сметных нормативов при исполнении госконтрактов. Юрисконсульт в строительстве. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: