По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 69.003.12 DOI:10.33920/str-01-2206-03

О запрете применения сметных нормативов при исполнении госконтрактов

Е. Ю. Васильева канд. экон. наук, доцент, главный редактор журнала «Сметно-договорная работа в строительстве», e-mail: elena_vasilyeva_msc@mail.ru

Статья посвящена поправкам, принятым в мае 2022 г. для развития законодательства в сфере закупок строительных работ. С 01.05.2022 введен запрет на применение сметных нормативов и цен строительных ресурсов при исполнении некоторых работ. Данное нововведение может иметь как положительное влияние на исполнение договоров (контрактов) в сфере строительства, так и ряд негативных последствий. Анализ вопроса показывает, что введенный запрет, как и новый порядок формирования сметной стоимости строительства в целом, нуждается в доработке.

Литература:

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 09.04.2020 № 16-П).

2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ред. от 11.06.2022 № 160-ФЗ).

3. Федеральный закон от 01.05.2022 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 № 680 «Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия».

5. Пашинина, Д. С 1 мая при исполнении контрактов введен запрет на применение сметных нормативов и цен строительных ресурсов // Приоритет [Электронный ресурс]. — URL: https://www.uk-prioritet.ru/presscenter/lawnews/zapretna-primenenie-smetnyix-normativov/ (дата обращения: 12.06.2022).

6. Дон, В. Решение проблемы запрета применения строительных нормативов и цен строительных ресурсов при исполнении строительных договоров (контрактов) в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ // Практика закупок [Электронный ресурс]. — URL: http://223-expert.ru/analytics/reshenie-problemyzapreta-primeneniya-stroitelnykh-normativov-i-tsen-stroitelnykh-resursov-priispol/ (дата обращения: 12.06.2022).

7. Приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр (ред. от 25.02.2022) «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства» (зарег. в Минюсте России 03.02.2020 №57401).

1. Federal law "On the Contract System in the Sphere of Purchases of Goods, Works, Services for Ensuring the State and Municipal Needs" from 05.04.2013 Nо. 44-FZ (edited on 09.04.2020, Nо. 16-P).

2. Federal law "On Purchases of Goods, Works, Services as Separate Types of Legal Entities" of 18.07.2011 Nо. 223-FZ (edited on 11.06.2022, Nо. 160-FZ)

3. Federal law from 01.05.2022 Nо. 124-FZ "On the introduction of amendments to the town-planning code of the Russian Federation and separate acts of the Russian Federation".

4. The resolution of the Government of the Russian Federation from 16.04.2022, Nо. 680 "On the establishment of the order and cases of change of essential conditions of the government and municipal contracts which subject is performance of work on construction, reconstruction, capital repairs, demolition of a capital construction project, work on preservation of objects of cultural heritage".

5. Pashinina, D. Since May 1 the ban on the application of budget standards and the prices of construction resources is imposed during performance of contracts. Priority. Available at: https://www.uk-prioritet.ru/presscenter/lawnews/zapret-naprimenenie-smetnyix-normativov/ (аccessеd: 12.06.2022).

6. Don, V. Solution of the problem of the ban of the application of construction standards and the prices of construction resources at performance of construction contracts (contracts) within Law No. 44-FZ and Law No. 223-FZ. Practice of purchases. Available at: http://223-expert.ru/analytics/reshenie-problemy-zapretaprimeneniya-stroitelnykh-normativov-i-tsen-stroitelnykh-resursov-pri-ispol/ (аccessеd: 12.06.2022).

7. Order of the Ministry of Construction, Housing and Utilities of the Russian Federation from 23.12.2019 Nо. 841/pr. (edited on 25.02.2022) "On the statement of the Order of determination of the initial (maximum) price of the contract, the price of the contract signed with the only supplier (contractor, performer), the initial price of a commodity unit, work, service at implementation of purchases in the sphere of town-planning activity (except for territorial planning) and Techniques of drawing up the estimate of the contract which subject are construction reconstruction of capital construction projects" (registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on 03.02.2020, Nо. 57401).

С 1 мая 2022 г. произошло важное изменение в сфере закупок строительных работ в рамках законов №44-ФЗ и № 223-ФЗ.

Федеральным законом от 01.05.2022 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1–3] были внесены изменения в ч. 1 ст. 8.3 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым с 01.05.2022 введен запрет на применение сметных нормативов и цен строительных ресурсов при исполнении работ, указанных в ч. 1 ст. 8.3 Градостроительного кодекса РФ, строительных договоров (контрактов), заключенных в рамках Закона № 44-ФЗ о контрактной системе и Закона №223-ФЗ о закупках, включая такие, как:

1) строительство объектов капитального строительства (ОКС);

2) реконструкция ОКС;

3) капитальный ремонт ОКС;

4) снос ОКС;

5) выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Запрет распространяется на время исполнении контрактов (договоров) на вышеперечисленные виды работ, в случае если они финансируются за счет:

1) бюджетных средств;

2) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями);

3) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых публично правовые образования имеют долю более 50 % [3].

Представляется важным рассмотреть возможные последствия нововведения для сметной работы и деятельности строительных организаций в целом.

Сметные нормативы и цены строительных ресурсов с 1 мая 2022 г. применяются исключительно для формирования сметной стоимости строительства, используемой при формировании начальной (максимальной) цены договора (контракта) [3].

Существуют особенности расчета начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) на закупку строительных работ. Если срок выполнения работ переходит на второй и (или) последующие годы, то НМЦК определяется по формуле:

НМЦК = ССР * И инф,

Для Цитирования:
Е. Ю. Васильева, О запрете применения сметных нормативов при исполнении госконтрактов. Сметно-договорная работа в строительстве. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: