По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

О заключении эффективного контракта с государственными инспекторами труда

Сапфирова Аполлинария Александровна д-р юрид. наук, профессор, зав. кафедрой земельного, трудового и экологического права, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар

В статье рассматриваются вопросы реализации одного из приоритетных направлений деятельности федеральной инспекцией труда – повышение уровня профессиональной подготовки государственных инспекторов труда. Автором предлагаются мероприятия по пересмотру системы оплаты труда, по объективной оценке качества работы инспектора, повышения им квалификации, усиления требований к занимаемой должности.

Литература:

1. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 г., утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2011 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2011. – №9.

2. Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015–2020 гг.), утв. Распоряжением Правительства РФ от 05.06.2015 // http://rostrud.ru.

3. Доклад об осуществлении и эффективности в 2015 г. федерального государственного надзора за соблюдением Трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и надзора в сфере социальной защиты населения //http:// www.rostrud.ru.

4. СЗ РФ. – 2016. – №13. Ст. 1889.

5. Доклад Федеральной службы по труду и занятости об осуществлении эффективности в 2014 г. государственного надзора и контроля в сфере труда и социальной защиты населения для размещения в федеральной государственной системе «Мониторинг деятельности контрольно-надзорных органов» //http://www.rostrud.ru.

6. Таль Л.С. Очерки промышленного рабочего права. – М., 1918. – С. 28–33.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского государственного научного фонда (проект №16-03-00037, тип проекта «а»)

Article is prepared with fi nancial support of the Russian state scientifi c fund (the project No. 16-03-00037, type of the and project).

В соответствии со ст. 45 Конституции РФ каждому предоставляется право защиты своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом.

В развитие ст. 45 Конституции РФ ч.1 ст. 352 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) предоставляет право каждому защищать трудовые права и свободы способами, не запрещенными законом. Кроме того, ст. 352 ТК РФ фактически выделяет основные и подразумевает наличие дополнительных способов защиты трудовых прав и свобод.

К числу основных способов защиты трудовых прав и свобод ч. 2 ст. 352 ТК РФ относит самозащиту работниками трудовых прав, защиту трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и судебную защиту. Несложный анализ показывает, что первые три способа защиты – это несудебные способы защиты трудовых прав и свобод. Дополнительными способами защиты трудовых прав можно считать, например, защиту Уполномоченным по правам человека в РФ, комиссиями по трудовым спорам и т.д.

Как правило, основные и дополнительные способы защиты трудовых прав предшествуют судебной защите. Однако это не значит, что работник или работодатель должны использовать несудебные механизмы защиты прежде обращения в суд. Для защиты трудовых прав обязательные досудебные механизмы отсутствуют, имеются только альтернативные (несудебные) способы защиты, которые работник вправе выбирать. ТК РФ, отменив в ст. 391 обязательность досудебного разрешения индивидуального трудового спора комиссиями по трудовым спорам, поскольку ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину судебную защиту, тем самым нивелировал саму потребность работников «прибегнуть к помощи» несудебных способов защиты трудовых прав. Этому также способствовало разъяснение Верховного Суда РФ о том, что обращение к альтернативным способам защиты трудовых прав не является уважительной причиной пропуска срока давности обращения в суд [1]. Поэтому не секрет, что в настоящее время работники обращаются к несудебным субъектам защиты одновременно с использованием судебного порядка защиты, дабы не лишиться судебной защиты трудовых прав, что нам представляется нерациональной тратой государственного ресурса и необоснованным дублированием функций.

Для Цитирования:
Сапфирова Аполлинария Александровна, О заключении эффективного контракта с государственными инспекторами труда. Вопросы трудового права. 2016;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: