По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9 (06) DOI:10.33920/VNE-3-2504-07

О выборе товарных категорий для развития внешнеторгового сотрудничества Российской Федерации

С. Л. Калачев РЭУ им. Г.В. Плеханова
М. А Положишникова РЭУ им. Г.В. Плеханова
Е.В. Жиркова РЭУ им. Г.В. Плеханова
В.А. Бурмистров Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Департамент государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений
М.М. Копкина Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Департамент государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений
Д.А. Самоходская Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Департамент государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений

Развитие торговых отношений в условиях санкционного давления требует разработки инструментов, обеспечивающих обоснованный выбор категорий товаров, в отношении которых существует высокая потребность оперативного устранения технических барьеров. Авторами предложены критерии выбора таких категорий товаров с учетом данных внешнеторговой статистики, анализа введенных санкций, а также значимости конкретных товаров для обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации. Методика применения критериев выбора товарных групп показана на примере 84‑й и 85‑й групп ТН ВЭД ЕАЭС.

Литература:

1. Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2022 г. № 12 «О реализации мер по повышению устойчивости экономик государств — членов Евразийского экономического союза, включая обеспечение макроэкономической стабильности» (в ред. Распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии от 17.10.2022 г. № 31). — URL: https://www.alta.ru/tamdoc/22s0 0012/ ?ysclid=lmjg50sct 6633143340.

2. Соглашение о порядке и условиях устранения технических барьеров во взаимной торговле с третьими странами (22 ноября 2021 г.). — URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400973/(дата обращения: 19.05.2023).

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315‑р «Концепция технологического развития на период до 2030 года».

4. Указ Президента Российской Федерации от 08.03.2022 г. № 100 «О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности». — URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411102/(дата обращения: 19.05.2023).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 г. № 311 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100». — URL: https://www.alta.ru/tamdoc/22ps0311/(дата обращения: 19.05.2023).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 г. № 312 «О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации». — URL: https:// www. alta.ru/tamdoc/22ps0312/(дата обращения: 17.05.2023).

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 г. № 313 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100». — URL: https://www.alta.ru/tamdoc/22ps0313/(дата обращения: 19.05.2023).

1. Order of the Council of the Eurasian Economic Commission of March 17, 2022 No. 12 "On the implementation of measures to increase the sustainability of the economies of the member states of the Eurasian Economic Union, including ensuring macroeconomic stability» (as amended by Order of the Council of the Eurasian Economic Commission of October 17, 2022 No. 31). — Available at: https://www.alta.ru/tamdoc/22s00012/ ?ysclid=lmjg50sct 6633143340. (In Russ.)

2. Agreement on the procedure and conditions for eliminating technical barriers in mutual trade with third countries (November 22, 2021). — Available at: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400973/(accessed: 05/19/2023). (In Russ.)

3. Order of the Government of the Russian Federation of May 20, 2023 No. 1315‑r «Concept of technological development for the period up to 2030». (In Russ.)

4. Decree of the President of the Russian Federation of 08.03.2022 No. 100 «On the application of special economic measures in the sphere of foreign economic activity in order to ensure the security of the Russian Federation.» — Available at: https:// www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411102/(accessed: 05/19/2023). (In Russ.)

5. Resolution of the Government of the Russian Federation of 09.03.2022 No. 311 «On measures to implement the Decree of the President of the Russian Federation of March 8, 2022 No. 100». — Available at: https://www.alta.ru/tamdoc/22ps0311/(accessed: 05/19/2023). (In Russ.)

6. Resolution of the Government of the Russian Federation of 09.03.2022 No. 312 «On the introduction of a temporary permit-based procedure for the export of certain types of goods outside the territory of the Russian Federation». — Available at: https://www. alta.ru/tamdoc/22ps0312/(accessed: 05/17/2023). (In Russ.)

7. Resolution of the Government of the Russian Federation of 09.03.2022 No. 313 «On measures to implement the Decree of the President of the Russian Federation of March 8, 2022 No. 100». — Available at: https://www.alta.ru/tamdoc/22ps0313/(accessed: 05/19/2023). (In Russ.)

В перечень мер по повышению устойчивости экономик государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС, Союз), включая обеспечение макроэкономической стабильности, утвержденных Распоряжением Совета ЕЭК от 17 марта 2022 г. №12, входят проработка механизмов расширения торгово-экономического сотрудничества с ключевыми партнерами Союза и заключение с ними соглашений об устранении технических барьеров во взаимной торговле [1]. 15 апреля 2023 года вступило в силу Соглашение о порядке и условиях устранения технических барьеров во взаимной торговле с третьими странами (далее — Соглашение), подписанное государствами — членами Союза 22 ноября 2021 г. [2]. Формат взаимодействия Евразийского экономического союза с заинтересованными третьими странами реализуется путем заключения с ними отдельных соглашений для продукции, в отношении которой действуют технические регламенты ЕАЭС.

Геополитическая и геоэкономическая напряженность вызвала необходимость корректировки стратегии развития внешней торговли и участия государств — членов Союза в новых региональных интеграционных объединениях. В условиях санкционного давления особенно актуально данная задача стоит перед Российской Федерацией [3]. Выход на новые рынки товаров и услуг позволит укрепить позиции России в мировой экономической системе, сохранить технологический суверенитет, расширить возможности импорта (экспорта) наукоемкой и высокотехнологичной продукции [4; 5].

При рассмотрении вопросов упрощения процедур взаимной торговли в отношении конкретных товаров необходимо учитывать не только потенциальные факторы опасности причинения вреда как потребителю, так и суверенному развитию национального производственного сектора Российской Федерации и ЕАЭС в целом, но и придерживаться принципов взаимовыгодности отношений, создавать условия для развития международной торгово-промышленной кооперации с дружественными странами, идущими по пути суверенного развития, в том числе входящими в региональные объединения БРИКС, ШОС, АТЭС, АСЕАН, ЮАТС, МЕРКОСУР, Африканский союз. Особым индикатором является членство государств партнеров в объединении БРИКС (Бразилия, Российская Федерация, Индия, Китай, ЮАР), в которое приглашены в качестве полноправных членов Аргентина, Иран, Саудовская Аравия, Египет, Эфиопия и ОАЭ (БРИКС+). 2024 год пройдет под председательством Российской Федерации в БРИКС.

Для Цитирования:
С. Л. Калачев, М. А Положишникова, Е.В. Жиркова, , В.А. Бурмистров, М.М. Копкина, Д.А. Самоходская, О выборе товарных категорий для развития внешнеторгового сотрудничества Российской Федерации. Лизинг. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: