Для начала зададимся вопросом: для чего вообще нужно говорить сегодня о применении типовых проектов на законном, так сказать, основании и о возрождении типового проектирования? Ответом является то, что основными преимуществами многократного использования типовых проектных решений в строительстве являются существенное снижение трудозатрат на проектирование, сокращение сроков прохождения строительной экспертизы, экономия стройматериалов.
Также не надо забывать, что целью типового проектирования является достижение технических решений, наиболее выигрышных по функциональным, техническим и экономическим показателям, позволяющих наиболее эффективно использовать капитальные вложения, широко применять индустриальные методы строительства. При этом необходимо использовать новые методы возведения зданий, новые материалы и технологии, позволяющие при высокой степени унификации строить здания с широким диапазоном вариантов архитектурно-планировочных и объемно-пространственных решений.
Поэтому возрождение системы типового проектирования, по нашему мнению, должно стать одним из элементов государственного регулирования при реализации государственной политики в области строительства зданий и сооружений, финансируемого из средств бюджетной системы Российской Федерации.
Не буду останавливаться на коллизиях градостроительного законодательства, регламентирующего понятия «типовой проект» и «проект повторного применения», об этом сказано и написано уже немало. Отмечу, что в настоящее время проектирование («привязка») и строительство объектов бюджетной сферы по «законным» типовым проектам, то есть по проектам, включенным в реестр типовых проектов Минстроя России, практически не ведутся. Основной причиной этого являлось то, что до последнего времени отсутствовали условия для формирования социального заказа (спроса) на данный продукт, а также нормативно-правовые акты, регламентирующие:
• состав типовой проектной документации, порядок ее подготовки, экспертизы, утверждения, регистрации в уполномоченных органах исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (в настоящее время в соответствии с положениями ч. 3 ст. 49 Градостроительного кодекса любая документация, прошедшая государственную или негосударственную экспертизу, признается типовой проектной документацией);