О пользе диалога культур сказано и написано много, пожалуй, даже чересчур много. Принято считать, что взаимопроникновение традиций, мировоззрений, обычаев, искусств, научных школ помогает взаимопониманию между народами и государствами, отчасти снижает международную напряженность, обогащает духовный мир человека за счет приобщения к иному. При этом полагается, что условиями успешности диалога являются взаимный интерес, взаимоуважение и равноправие. М.С. Каган, отдавший много времени этой теме, писал, что структура коммуникации монологична, тогда как структура общения — диалогична; передаваемое объекту сообщение необходимо запомнить, а направленное собеседнику послание предполагает его интерпретацию. В диалоге каждый партнер уникален и принципиально равен другому (другим)2.
Отдавая должное гуманистическому звучанию этих утверждений, выскажем осторожный скепсис по поводу их априорности и универсализма. Фактический провал идеологии «плавильного котла» в США, сложности с реализацией политики мультикультурализма в Западной Европе, выражающиеся в возникновении и существовании локальных этнических сообществ, уклоняющихся от ассимиляции с титульной нацией, говорят, что народы с «сильной», трудно изменяющейся культурой, тяжело входят в диалог, если можно сказать, что они вообще нуждаются в нем.
Другим «естественным» препятствием диалога культур может являться внешняя политика государств, которая связана с их национальными интересами и/или действиями правящего класса той или иной страны. (Заметим, первое далеко не всегда совпадает со вторым.) Проиллюстрируем эти утверждения на примере взаимоотношений России и Франции.
Франко-русские культурные связи имеют не очень большую, но достаточно позитивную историю, большая часть которой пришлась на послевоенный период. (Контакты времен Московского царства и Российской империи, хотя и были достаточно многочисленными, но ограничивались, с обеих сторон, в основном официальными дипломатическими каналами и кругом аристократии, а потому к собственно диалогу народных культур могут быть отнесены с большой долей условности.) Общеизвестны факты существования Франко-русского союза в 1891–1917 гг., визита французской военной эскадры в Кронштадт 11 (23) июля 1891 г., когда в Петергофе во время торжественного обеда была исполнена «Марсельеза» (что произвело впечатление на петербургскую публику), а также приема русской эскадры адмирала Авелана в Тулоне, визитов Александра III во Францию. Что самый элегантный мост Парижа был назван в его честь, тогда как в Петербурге президент Феликс Фор участвовал в освящении начавшегося строительства по проекту французской фирмы «Батиньоль» Троицкого моста через Неву 12 августа 1897 г. Однако эти действия носили скорее военнополитический и технико-экономический характер, тогда как диалог культур, по нашему мнению, характеризуется массовым общением, взаимопроникновением и взаимообогащением нравов и обычаев.