По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 504.055, 658.845

О влиянии аэродрома ПАО «ВАСО» на условия проживания жителей левобережья Воронежа

Степкин Юрий Иванович д-р мед. наук, профессор, главный врач, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области», 394038, Воронеж, ул. Космонавтов, д. 21, e-mail: san@sanep.vrn.ru
Платунин Александр Васильевич канд. мед. наук, заместитель главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области», 394038, Воронеж, ул. Космонавтов, д. 21, e-mail: a.platunin@list.ru
Каменев Владимир Иванович канд. мед. наук, доцент кафедры гигиенических дисциплин, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко», 394043, Воронеж, ул. Студенческая, 10, e-mail: vikamenev1961@yandex.ru

При эксплуатации аэродромов и летательных аппаратов генерируются повышенные уровни шума, которые отрицательно воздействуют на орган слуха человека и вызывают обоснованные жалобы жителей прилегающих территорий. В статье показано, что несовершенство нормативной документации, регламентирующей предельно допустимые уровни звука и звукового давления, приводит к проблеме использования земель для нужд населения, расположенных вблизи аэродромов, аэропортов, авиационных предприятий. Представлен анализ условий проживания жителей в санитарно-защитной зоне объекта.

Литература:

1. Богомолов А. В., Зинкин В. Н., Драган С. П., Солдатов С. К. Антропоэкологические аспекты безопасной эксплуатации аэродромов, аэропортов и авиационных предприятий // Национальная безопасность. — 2016. — № 1. — С. 56–62.

2. Картышев О. А., Николайкин Н. И. Проекты санитарно-защитных зон аэропортов, аэродромов, вертодромов и посадочных площадок как основа оценки соответствия их деятельности экологическим требованиям // Научный вестник МГТУ ГА. — 2017. — Т. 20, № 4. — С. 146–155.

3. Маслов В. А., Дзюбенко О. Л., Пешков К. Е. Акустическое воздействие воздушных судов на персонал аэродромов и жителей приаэродромных территорий // Исследования в области естественных наук. — 2013. — № 10. — С. 5.

4. Маслов В. А., Дзюбенко О. Л., Пешков К. Е. Мероприятия по снижению уровня шума на аэродромах // Современные научные исследования и инновации. — 2013. — № 10. — С. 11.

5. Маслов В. А., Дзюбенко О. Л. Моделирование и прогнозирование загрязнения приаэродромных территорий выбросами воздушных судов государственной авиации. — 2017. — 110 с.

6. Пожидаева М. В., Трухачев С. А. Аэродромы: воздействие на экологию урбанизированных территорий // Новая наука: стратегии и векторы развития. — 2017. — № 2. — С. 13–15.

7. Солдатов С. К., Зинкин В. Н., Шешегов П. М. Состояние здоровья населения, подвергающегося воздействию авиационного шума // Концепт. — 2013. — С. 1201–1205.

8. Степкин Ю. И., Мамчик Н. П., Платунин А. В., Каменева О. В., Самодурова Н. Ю. К вопросу гигиенического нормирования уровней производственного шума: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. Ю. Поповой. — 2017. — С. 399–402.

Воздушный транспорт и объекты его инфраструктуры создают мощную техногенную нагрузку на среду обитания человека, загрязняя ее выбросами химических веществ и оказывая неблагоприятное акустическое воздействие [7, 8]. На территории аэропортов и аэродромов расположены источники электромагнитного излучения радиочастотного диапазона. Всего в Российской Федерации под воздействием сверхнормативного шума от аэропортов международного, федерального и местного значения находится 3 млн 295 тыс. человек [1, 2]. Существующая сегодня проблема установления гигиенических нормативов по фактору «авиационный шум» для селитебных территорий, находящихся не только в пределах санитарно-защитных зон, но и в достаточно обширной приаэродромной зоне «акустического дискомфорта», является чрезвычайно актуальной [3–6].

В центре жилого массива г. Воронежа находится аэродром ПАО «Воронежское авиационное самолетостроительное объединение», с которого взлетают гражданские самолеты после производства и ремонта. В целях оценки влияния аэродрома на условия проживания жителей города нами проведены исследования для снижения риска неблагоприятного воздействия данного объекта. Были выполнены исследования загазованности воздуха населенных мест до взлета самолета и после.

Проведены лабораторные исследования состояния атмосферного воздуха в зоне влияния аэродрома в трех контрольных точках: две точки — по сторонам взлета-посадки и одна точка по глиссаде. Контрольные точки установлены с учетом розы ветров и данных проекта нормативов предельно допустимых выбросов. Одна из них размещена в жилой зоне, по ул. Ленинградской, д. 80 (координаты х = 17815, у = 18308 — стационарный пост предприятия); вторая на расстоянии 500 м (бывшая ориентировочная санитарно-защитная зона) и третья точка — 2,5 км (зона влияния объекта с учетом расчетов рассеивания загрязняющих веществ по проекту нормативов предельно-допустимых выбросов). В соответствии с РД 52.04.186–89 предусмотрено проведение эпизодических обследований в течение 10 дней.

Для Цитирования:
Степкин Юрий Иванович, Платунин Александр Васильевич, Каменев Владимир Иванович, О влиянии аэродрома ПАО «ВАСО» на условия проживания жителей левобережья Воронежа. Санитарный врач. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: