Воздушный транспорт и объекты его инфраструктуры создают мощную техногенную нагрузку на среду обитания человека, загрязняя ее выбросами химических веществ и оказывая неблагоприятное акустическое воздействие [7, 8]. На территории аэропортов и аэродромов расположены источники электромагнитного излучения радиочастотного диапазона. Всего в Российской Федерации под воздействием сверхнормативного шума от аэропортов международного, федерального и местного значения находится 3 млн 295 тыс. человек [1, 2]. Существующая сегодня проблема установления гигиенических нормативов по фактору «авиационный шум» для селитебных территорий, находящихся не только в пределах санитарно-защитных зон, но и в достаточно обширной приаэродромной зоне «акустического дискомфорта», является чрезвычайно актуальной [3–6].
В центре жилого массива г. Воронежа находится аэродром ПАО «Воронежское авиационное самолетостроительное объединение», с которого взлетают гражданские самолеты после производства и ремонта. В целях оценки влияния аэродрома на условия проживания жителей города нами проведены исследования для снижения риска неблагоприятного воздействия данного объекта. Были выполнены исследования загазованности воздуха населенных мест до взлета самолета и после.
Проведены лабораторные исследования состояния атмосферного воздуха в зоне влияния аэродрома в трех контрольных точках: две точки — по сторонам взлета-посадки и одна точка по глиссаде. Контрольные точки установлены с учетом розы ветров и данных проекта нормативов предельно допустимых выбросов. Одна из них размещена в жилой зоне, по ул. Ленинградской, д. 80 (координаты х = 17815, у = 18308 — стационарный пост предприятия); вторая на расстоянии 500 м (бывшая ориентировочная санитарно-защитная зона) и третья точка — 2,5 км (зона влияния объекта с учетом расчетов рассеивания загрязняющих веществ по проекту нормативов предельно-допустимых выбросов). В соответствии с РД 52.04.186–89 предусмотрено проведение эпизодических обследований в течение 10 дней.