Современные системы автоматизированного проектирования уже довольно далеко ушли вперед от концепции классического «электронного кульмана».
В арсенале САПР: параметризация, библиотеки стандартных деталей и узлов, ассоциативность чертежных видов и 3D-моделей, кинематические и динамические анализы сборок. Причем не только вышеперечисленные, но и многие другие возможности доступны на самом высоком (пользовательском) уровне. Это означает, что для задействования широкого функционала САПР достаточно руководствоваться принципом: «нажал кнопку — программа выполнила». Имеет ли смысл «забираться под капот» — адаптировать существующие инструменты или создавать новые? Ответ на этот вопрос даст только практика.
Рассмотрим задачу подготовки многовариантной сборки в системе Autodesk Inventor. Объект проектирования — условный автотягач, представляющий собой универсальный модуль с кабиной управления и различными типами ходовой части и грузовой платформы (рис. 1).
Проектирование начинаем с универсального модуля, содержащего кабину и передний мост. Его размеры станут ключевыми для остальных компонент итоговой сборки (рис. 2).
Для реализации различных типов шасси и кузова создадим отдельные файлы, в которые в качестве подосновы (командой Derive (Производный компонент) из вкладки Manage (Управление)) вставим уже спроектированный базовый универсальный модуль. Образующие его тела будут служить источником ссылочной геометрии (рис. 3).
Например, элементы модуля-основы можно спроецировать в эскизы модели грузовой платформы с помощью инструмента Project Geometry (рис. 4). Относительно проекций удобно проставлять размеры. Кроме того, при изменении модели-прототипа (кабины) будет происходить ассоциативное перестроение производного узла (кузова).
Используя модуль-основу, подготовим в отдельных файлах несколько версий кузова и шасси (рис. 5).
Для сборки готовых компонентов необходимо предусмотреть их соединение по унифицированной схеме — идентичным геометрическим элементам. Для реализации этой концепции в Autodesk Inventor имеется механизм iMate, когда для будущей сборочной зависимости в каждом из соединяемых узлов определяются однотипные и одноименные конструктивные пары. Сначала набор таких связей мы создадим в универсальном модуле (кабине), указывая объекты геометрии для будущего соединения (рис. 6).