Слово «воспитать» в русском языке имеет три значения: 1) вырастить, дав образование, обучив правилам поведения; 2) создать, образовать; 3) привить, внушить что-либо [5, c. 82]. Воспитание означает, с одной стороны, создание, выращивание другого человека, но, с другой, слово как бы задает направление этого процесса: «вос-питание» — это напитывание с целью подъема, завершения чего-либо (по аналогии с «восхождением», «вос-полнением» и т.п.). Это творческий двусторонний иерархический процесс, в котором одна сторона предстает как обладающая и дающая (воспитатель), а другая является жаждущей и воспринимающей (воспитуемый). Цели воспитания лежат в многомерной системе координат, в которой, на наш взгляд, можно выделить две главные оси: первая определяет личностные характеристики в широком диапазоне возможностей — от человека, соглашающегося с установками данного общества, конформного, духовно непритязательного, до создания свободной, независимой, духовно одаренной личности (личностно центрированная ориентация); вторая ось характеризует трудовые качества человека и его способность встроиться в общественную деятельность (деятельностно центрированная ориентация). Поскольку цели воспитания задаются потребностями конкретного общества, существующего на определенном пространстве и во времени, его равнодействующая в системе этих осей смещается то в сторону развития личности, то в сторону необходимости соответствовать трудовым запросам общества. В данной работе мы рассмотрим динамику указанных ориентаций в античной, средневековой и современной системах воспитания.
Становление личности есть результат духовной эволюции человечества. Сознание человека разумного проходит несколько стадий — от алогичного мышления, способствующего становлению коллективного бессознательного, через родовое коллективное сознание к индивидуальному сознанию. Происходящие параллельно эволюции сознания процессы разделения общественного труда, социальной дифференциации и интеграции общества подталкивали эволюцию индивидуальности, поскольку человек призван «быть органом общества, и его подлинное действие, следовательно, — это играть свою роль органа» [1, c. 411]. Рождение личности как таковой совпадает с утверждением рациональности в «осевое время». Появление ощущения индивидуальности способствует зарождению философии как способности, с одной стороны, к познанию, а с другой — к желанию жить, не полагаясь на авторитеты, а доверяя лишь собственному разуму. Общая установка «осевого времени», отраженная в афористической форме древнекитайским мыслителем Лао-цзы: «Только настоящий человек обладает истинным знанием», — потребовала нового подхода к воспитанию такого человека.