По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.012

О целях воспитательных программ (от Античности до наших дней)

Горелов Анатолий Алексеевич доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН, Россия, 109240, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, e-mail: gorelovata@mail.ru
Горелова Татьяна Анатольевна доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет», Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: gorelovata@mail.ru

В работе представлены системы воспитания различных исторических эпох — Античности, Средневековья, Нового времени, а также отечественные наработки в области воспитания. Показано, что в античной и средневековой школе из двух составляющих системы воспитания — личностно центрированной и деятельностно центрированной — преобладала первая. На этих этапах были созданы универсалистские воспитательные системы. Новое время внесло свои коррективы, усилившие деятельностно центрированную ориентацию, поскольку акцент был сделан на образовании, а не на воспитании человека в духовном смысле слова.

Литература:

1. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. — М.: Наука, 1991. — 576 с.

2. Маковицкий Д.П. У Толстого. 1904–1910 / Д.П. Маковицкий // Толстовский листок. — М. — СПб.: Фонд «За выживание и развитие человечества», 1996. — Вып. 8. — С. 25–226.

3. Меньшиков В.М. История европейского образования. Становление средневековой системы воспитания [Электронный ресурс] / В.М. Меньшиков // Образовательный портал «Слово». — 2016. — Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/ pedagogy/41884.php (дата обращения: 09.10.2017).

4. Меньшиков В.М. Новое время: формирование новой педагогики и нового образования [Электронный ресурс] / В.М. Меньшиков // Образовательный портал «Слово». — 2016. — Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/41949. php (дата обращения: 09.10.2017).

5. Словарь русского языка / Сост. С.И. Ожегов. — М.: Гос. изд-во иностр. и нац. языков, 1953. — 848 с.

6. Толстой Л.Н. Анна Каренина / Л.Н. Толстой. — М.: Художественная литература, 1985. — 766 с.

7. Толстой Л.Н. О свободной школе / Л.Н. Толстой // Полн. собр. соч. Т. IV. — М., 1913. — С. 317–345.

8. Щюре Э. Великие просвещенные. Очерк эзотеризма религии / Э. Щюре. — М.: Книга Принт-шоп, 1990. — 420 с.

Слово «воспитать» в русском языке имеет три значения: 1) вырастить, дав образование, обучив правилам поведения; 2) создать, образовать; 3) привить, внушить что-либо [5, c. 82]. Воспитание означает, с одной стороны, создание, выращивание другого человека, но, с другой, слово как бы задает направление этого процесса: «вос-питание» — это напитывание с целью подъема, завершения чего-либо (по аналогии с «восхождением», «вос-полнением» и т.п.). Это творческий двусторонний иерархический процесс, в котором одна сторона предстает как обладающая и дающая (воспитатель), а другая является жаждущей и воспринимающей (воспитуемый). Цели воспитания лежат в многомерной системе координат, в которой, на наш взгляд, можно выделить две главные оси: первая определяет личностные характеристики в широком диапазоне возможностей — от человека, соглашающегося с установками данного общества, конформного, духовно непритязательного, до создания свободной, независимой, духовно одаренной личности (личностно центрированная ориентация); вторая ось характеризует трудовые качества человека и его способность встроиться в общественную деятельность (деятельностно центрированная ориентация). Поскольку цели воспитания задаются потребностями конкретного общества, существующего на определенном пространстве и во времени, его равнодействующая в системе этих осей смещается то в сторону развития личности, то в сторону необходимости соответствовать трудовым запросам общества. В данной работе мы рассмотрим динамику указанных ориентаций в античной, средневековой и современной системах воспитания.

Становление личности есть результат духовной эволюции человечества. Сознание человека разумного проходит несколько стадий — от алогичного мышления, способствующего становлению коллективного бессознательного, через родовое коллективное сознание к индивидуальному сознанию. Происходящие параллельно эволюции сознания процессы разделения общественного труда, социальной дифференциации и интеграции общества подталкивали эволюцию индивидуальности, поскольку человек призван «быть органом общества, и его подлинное действие, следовательно, — это играть свою роль органа» [1, c. 411]. Рождение личности как таковой совпадает с утверждением рациональности в «осевое время». Появление ощущения индивидуальности способствует зарождению философии как способности, с одной стороны, к познанию, а с другой — к желанию жить, не полагаясь на авторитеты, а доверяя лишь собственному разуму. Общая установка «осевого времени», отраженная в афористической форме древнекитайским мыслителем Лао-цзы: «Только настоящий человек обладает истинным знанием», — потребовала нового подхода к воспитанию такого человека.

Для Цитирования:
Горелов Анатолий Алексеевич, Горелова Татьяна Анатольевна, О целях воспитательных программ (от Античности до наших дней). Ученый совет. 2017;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: