По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.232 DOI:10.33920/pol-2-2103-03

О целесообразности и возможности трудовых отношений в рамках коммерческого представительства

Максуров Алексей Анатольевич ФБГОУ «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова», 150003, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14, E-mail: polzovatel.mos@bk.ru, ORCID: 0000-0002-5781-6524

Сегодня достаточно распространенным видом выполняемой работы является так называемое коммерческое, или торговое, представительство. В трудовые функции работников — коммерческих представителей обычно входят поиск потенциальных клиентов, презентации товара, непосредственные продажи товара и т.п. В чем-то такая деятельность напоминает работу коммивояжеров и специалистов в области маркетинга. Однако возникает вопрос: может ли такого рода трудовая деятельность принципиально именоваться коммерческим представительством?

Литература:

1. Згонников А.П. Некоторые аспекты гражданско-правового регулирования института коммерческого представительства // Закон и право. — Белгород, 2004. — № 5 (9). — С. 6–7.

2. Згонников А.П. Развитие института коммерческого представительства в гражданском праве России // Человек и право. — Воронеж, 2005. — № 2 (4). — С. 104–107.

3. Овчаренко М.Д. Коммерческое представительство в гражданском праве: основные виды и регуляторы: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — М., 2014. — С. 13–14.

4. Овчаренко М.Д. Общественные отношения коммерческого представительства и их отражение в российском гражданском праве // Право и государство: теория и практика. — 2013. — № 10 (106). — С. 76–79.

5. Орешин Е.И. Правовая природа полномочия представителя // Журнал российского права. — 2007. — № 2. — С. 19–22.

6. Сергеева-Левитан М.В. Развитие идеи коммерческого представительства в гражданском праве // Цивилистическая практика. — Екатеринбург: Институт частного права, 2006. — № 2 (19). — С. 6–12.

7. Гражданское законодательство за рубежом. Сборник нормативных актов и комментарии к ним. — М., 2019. — С. 322.

8. Гришин С.М. Коммерческое представительство и посредничество в правопорядках Российской Федерации и стран континентальной Европы: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — М., 2011. — С. 7–8.

9. Згонников А.П. Сравнительный анализ правовых норм гражданского законодательства России и некоторых стран ближнего зарубежья, регулирующих коммерческое представительство // Человек и право. — Воронеж, 2005. — № 2 (4). — С. 102–104.

10. Карпычев М.В. Проблемы гражданско-правового регулирования представительства в коммерческих отношениях: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — М., 2002. — С. 8.

11. Федчук Е.В. Признаки коммерческого представительства в гражданском праве Российской Федерации // Право и экономика. — 2007. — № 5. — С. 19.

1. Zgonnikov A.P. Some aspects of the civil law regulation of the institution of commercial representation // Law and law. Belgorod, 2004. № 5 (9). Page 6–7.

2. Zgonnikov A.P. Development of the Institute of Commercial Representation in Russian Civil Law // Man and Law. Voronezh, 2005. № 2 (4). Page 104–107.

3. Ovcharenko M.D. Commercial representation in civil law: main types and regulators. Avtoref. yew. edging. yur. sciences. M., 2014. — Page 13–14.

4. Ovcharenko M.D. Public relations of commercial representation and their reflection in Russian civil law // Law and state: theory and practice. 2013. № 10 (106). Page 76–79.

5. Oreshin E.I. The legal nature of the powers of the representative // Journal of Russian law. 2007. № 2. Page 19–22.

6. Sergeeva-Levitan M.V. Development of the idea of commercial representation in civil law // Civilistic practice — Yekaterinburg. Institute of Private Law, 2006. No. 2 (19) of Page 6–12.

7. Civil law abroad. A collection of normative acts and comments on them. M., 2019. Page 322.

8. Grishin S.M. Commercial representation and mediation in the law and order of the Russian Federation and continental Europe. Avtoref. yew. edging. yur. sciences. M., 2011. Page 7–8.

9. Zgonnikov A.P. Comparative analysis of the legal norms of the civil legislation of Russia and some neighboring countries governing commercial representation // Man and law. Voronezh, 2005. № 2 (4). Page 102–104.

10. Karpychev M.V. Problems of civil legal regulation of representation in commercial relations: Avtoref. dis. Candidate lawyer. sciences. M., 2002. Page 8.

11. Fedchuk E.V. Signs of commercial representation in the civil law of the Russian Federation // Law and economics. 2007. № 5. Page 19.

Статья поступила 15.03.2021

На первый взгляд п. 1 ст. 184 ГК РФ четко указывает, что коммерческое представительство — это предпринимательская деятельность. Получается, что коммерческого представителя и принципала (представляемое лицо) могут связывать только гражданско-правовые, а не трудовые отношения.

В то же время такое понимание вопроса далеко не однозначно.

Идея коммерческого представительства, с одной стороны, не нова, а с другой стороны, в современных ее формах в России сложилась относительно недавно. Сама по себе эта идея имеет под собой исключительно экономическую основу и тесно связана с предпринимательскими нуждами по расширению собственных рынков сбыта и снабжения (в первую очередь), а также с необходимостью послепродажного и сервисного обслуживания, сотрудничества в сфере НИОКР, перемещения грузов и пр. (во вторую очередь).

Само понятие «коммерческое представительство» претерпело некоторые знаковые вехи в своем развитии как категории, поскольку менялось и содержание данного понятия [1]. Не будет ошибкой, если сказать, что институт коммерческого представительства имеет глубокие корни, хотя самые древние (первоначальные) договорные конструкции в области коммерческого представительства чаще всего и не имели основных структурных и содержательных характеристик современного коммерческого представительства как института гражданского права, являясь в лучшем случае неким подобием современной конструкции договора поручения.

Например, заключение торговых сделок от имени юридических лиц (компаний) в XIV–XV веках, хотя и осуществлялось в торговой сфере, имело внешнюю атрибутику торгового представительства, однако, как правило, было разовым (несистематическим), неосновным (не осуществлялось в виде промысла, не было предпринимательским), непрофессиональным и нередко даже безвозмездным (на условиях взаимности торговых компаний), то есть, строго говоря, именно коммерческим представительством это не было, а скорее представляло трудовую деятельность приказчиков компаний [2].

Для Цитирования:
Максуров Алексей Анатольевич, О целесообразности и возможности трудовых отношений в рамках коммерческого представительства. Вопросы трудового права. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: