По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

О трансдисциплинарном подходе к правовому образованию студентов технического вуза

Л.Г. Щурикова кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры правоведения, Казанский национальный исследовательский технологический университет
С.В. Барабанова доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой правоведения, Казанский национальный исследовательский технологический университет
О.Н. Гарипова старший преподаватель кафедры правоведения, Казанский национальный исследовательский технологический университет

Реформа системы высшего образования обозначила необходимость реализации новых подходов к правовому образованию студентов технического вуза. Применение трансдисциплинарного подхода с позиции технологической конвергенции, а также с позиции конвергенции правового знания и отраслевой экономики является одним из направлений повышения качества профессионального правового образования инженера. Технологическая конвергенция дает возможность использовать в процессе правового образования студентов технического вуза новейшие достижения в сфере информационных и гуманитарных технологий. Применение конвергенции правового знания и отраслевой экономики призвано обеспечить решение задачи перерастания фрагментарных правовых знаний, приобретаемых обучающимися в рамках изучения правовых дисциплин, в целостное профессиональное знание, позволяющее решать будущим инженерам сложные, многопрофильные задачи.

Литература:

1. Автономов В.С. История экономических учений / В.С. Автономов, О.И. Ананьин, С.А. Афонией; под ред. В.С. Автономова. — М., 2002.

2. Алиева Н.З. Образование в XXI веке: аксиологический аспект: монография / Н.З. Алиева. — Шахты: ЮРГУЭС, 2010.

3. Бальсевич А. Экономика права: предпосылки возникновения и история развития / А. Бальсевич [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://institutiones. com/theories/1025-ekonomika– prava.html

4. Бершадский М.Е. Когнитивная образовательная технология / М.Е. Бершадский. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bershadskiy.ru/ index/kognitivnaja_obrazovatelnaja_ tekhnologija/0-27

5. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd. ru/document/901839539

6. Киященко Л.П. Философия трансдисциплинарности / Л.П. Киященко, В.И. Моисеев; Рос. акад. наук, Ин-т философии. — М.: ИФРАН, 2009.

7. Ковальчук М.В. Конвергенция наук и технологий — новый этап научно-технического развития / М.В. Ковальчук, О.С. Нарайкин, Е.Б. Яцишина // Вопросы философии. — 2013. — № 3.

8. Ковальчук М.В. Конвергенция наук и технологий — прорыв а будущее / М.В. Ковальчук // Российские нанотехнологии. — Т.6. — № 1-2.

9. Социологический словарь; отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. — М., 2014.

10. Социология права: учеб.-метод. комплекс для студентов спец. 1-24 01 02 «Правоведение»; авт.-сост. В.Н. Дубовицкий. — Минск: БГУ, 2009.

11. Шевченко Ю.С. Конвергенция науки, технологий и человека: философский анализ: дисс. … канд. философ. наук: 09.00.08 / Ю.С. Шевченко. — Ростов-наДону, 2014.

12. De Mello, M. (2001) The School of the Future, University of São Paulo, Center for Transdisciplinary Education (CETRANS).

13. Erich Jantsch. Vers l’interdisciplinarité et la transdisciplinarité dans l’enseignement et l’innovation, in Léo Apostel et al, 1972.

14. Moral Project. CIRET. 1987 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ciret– transdisciplinarity.org/moral_ project.php

15. 1st World Congress of Trandisciplinarity (1994), Preamble. Convento da Arrábida, Portugal, November 2-6 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://perso.club-internet.fr/nicol/ciret/ english/ charten.htm.

Отличительной чертой XXI века является беспрецедентный спрос на высшее образование, вследствие осознания его значимости для преобразования и устойчивого развития как отдельного человека, так и общества, нации в целом. Это возлагает на систему высшего образования необходимость решения грандиозных задач повышения качества подготовки посредством разработки и внедрения в учебный процесс педагогических технологий, способствующих «созданию новых знаний, управлению ими, их распространению, доступу к ним и контролю за ними» [5].

Особенностью современного научного знания является весьма условное его деление на отрасли, подотрасли, имеющее целью упрощения его понимания. Такое деление дает нам право утверждать, что в настоящее время предметом изучения становятся различные формы окружающей нас действительности без изучения связей между этими формами и способов их взаимовлияния [7; 6].

Необходимость укреплять и развивать междисциплинарность и трансдисциплинарность в системе высшего образования определена Всемирной декларацией о высшем образовании для XXI века. Основное значение данных подходов состоит в том, что их применение способствует формированию навыков и развитию способностей к жизни в меняющихся условиях, обеспечивает становление социальной и профессиональной мобильности.

Первое определение трансдисциплинарности в науке было дано в 1970 г. Жаном Пиаже. Он рассматривал трансдисциплинарность как «новое пространство без стабильных границ между дисциплинами». Он считал, что новая область знаний должна быть непременно супер- или гипердисциплиной. «Такая трансдисциплинарность, — писал он, — должна являться координатором всех дисциплинарных и интердисциплинарных систем обучения и инноваций на основе общего аксиоматического подхода» [13].

В настоящее время существует много подходов к определению трансдисциплинарности. Она рассматривается и как декларация, провозглашающая равные права ученых [15], и как высокий уровень образованности. Некоторые ученые рассматривают ее как «правило исследования окружающего мира» [12]. С точки зрения профессионального образования, трансдисциплинарность рассматривается нами как «принцип организации научного знания» [14]. Несмотря на то, что в настоящее время анализу трансдисциплинарности посвящено достаточно много исследований, вместе с тем применение данного подхода к системе правового образования еще не нашло достаточного осмысления.

Для Цитирования:
Л.Г. Щурикова, С.В. Барабанова, О.Н. Гарипова, О трансдисциплинарном подходе к правовому образованию студентов технического вуза. Юрист ВУЗа. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: