Подписка:

+7 495 274-22-22

Телефон для справок:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

О трансдисциплинарном подходе к правовому образованию студентов технического вуза

Л.Г. Щурикова кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры правоведения, Казанский национальный исследовательский технологический университет
С.В. Барабанова доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой правоведения, Казанский национальный исследовательский технологический университет
О.Н. Гарипова старший преподаватель кафедры правоведения, Казанский национальный исследовательский технологический университет
Ключевые слова: правовое образование, трансдисциплинарность, технологическая конвергенция, отраслевая экономика

Реформа системы высшего образования обозначила необходимость реализации новых подходов к правовому образованию студентов технического вуза. Применение трансдисциплинарного подхода с позиции технологической конвергенции, а также с позиции конвергенции правового знания и отраслевой экономики является одним из направлений повышения качества профессионального правового образования инженера. Технологическая конвергенция дает возможность использовать в процессе правового образования студентов технического вуза новейшие достижения в сфере информационных и гуманитарных технологий. Применение конвергенции правового знания и отраслевой экономики призвано обеспечить решение задачи перерастания фрагментарных правовых знаний, приобретаемых обучающимися в рамках изучения правовых дисциплин, в целостное профессиональное знание, позволяющее решать будущим инженерам сложные, многопрофильные задачи.

UDK: 378

On the transdisciplinary approach to legal education of students of technical higher educational institutions

L. Shchurikova
S. Barabanova
О. Garipova
Keywords: legal education, transdisciplinarity, technological convergence, sectoral economics

The reform of the higher education system highlighted the need to implement new approaches to the legal education of technical university students. The application of a transdisciplinary approach from the standpoint of technological convergence, as well as from the standpoint of the convergence of legal knowledge and the sectoral economy is one of the ways to improve the quality of professional legal education of an engineer. Technological convergence makes it possible to use the latest advances in the fi eld of information and humanitarian technologies in the process of legal education of students of a technical college. The application of legal knowledge and sectoral economics convergence is intended to provide a solution to the problem of the development of fragmented legal knowledge acquired by students in the study of legal disciplines into holistic professional knowledge, allowing future engineers to solve complex, multidisciplinary tasks.

Отличительной чертой XXI века является беспрецедентный спрос на высшее образование, вследствие осознания его значимости для преобразования и устойчивого развития как отдельного человека, так и общества, нации в целом. Это возлагает на систему высшего образования необходимость решения грандиозных задач повышения качества подготовки посредством разработки и внедрения в учебный процесс педагогических технологий, способствующих «созданию новых знаний, управлению ими, их распространению, доступу к ним и контролю за ними» [5].

Особенностью современного научного знания является весьма условное его деление на отрасли, подотрасли, имеющее целью упрощения его понимания. Такое деление дает нам право утверждать, что в настоящее время предметом изучения становятся различные формы окружающей нас действительности без изучения связей между этими формами и способов их взаимовлияния [7; 6].

Необходимость укреплять и развивать междисциплинарность и трансдисциплинарность в системе высшего образования определена Всемирной декларацией о высшем образовании для XXI века. Основное значение данных подходов состоит в том, что их применение способствует формированию навыков и развитию способностей к жизни в меняющихся условиях, обеспечивает становление социальной и профессиональной мобильности.

Первое определение трансдисциплинарности в науке было дано в 1970 г. Жаном Пиаже. Он рассматривал трансдисциплинарность как «новое пространство без стабильных границ между дисциплинами». Он считал, что новая область знаний должна быть непременно супер- или гипердисциплиной. «Такая трансдисциплинарность, — писал он, — должна являться координатором всех дисциплинарных и интердисциплинарных систем обучения и инноваций на основе общего аксиоматического подхода» [13].

В настоящее время существует много подходов к определению трансдисциплинарности. Она рассматривается и как декларация, провозглашающая равные права ученых [15], и как высокий уровень образованности. Некоторые ученые рассматривают ее как «правило исследования окружающего мира» [12]. С точки зрения профессионального образования, трансдисциплинарность рассматривается нами как «принцип организации научного знания» [14]. Несмотря на то, что в настоящее время анализу трансдисциплинарности посвящено достаточно много исследований, вместе с тем применение данного подхода к системе правового образования еще не нашло достаточного осмысления.

Для Цитирования:
Л.Г. Щурикова, С.В. Барабанова, О.Н. Гарипова, О трансдисциплинарном подходе к правовому образованию студентов технического вуза. Юрист ВУЗа №8 2020. 2020;8.
Полная версия статьи доступна только подписчикам журнала