Отличительной чертой XXI века является беспрецедентный спрос на высшее образование, вследствие осознания его значимости для преобразования и устойчивого развития как отдельного человека, так и общества, нации в целом. Это возлагает на систему высшего образования необходимость решения грандиозных задач повышения качества подготовки посредством разработки и внедрения в учебный процесс педагогических технологий, способствующих «созданию новых знаний, управлению ими, их распространению, доступу к ним и контролю за ними» [5].
Особенностью современного научного знания является весьма условное его деление на отрасли, подотрасли, имеющее целью упрощения его понимания. Такое деление дает нам право утверждать, что в настоящее время предметом изучения становятся различные формы окружающей нас действительности без изучения связей между этими формами и способов их взаимовлияния [7; 6].
Необходимость укреплять и развивать междисциплинарность и трансдисциплинарность в системе высшего образования определена Всемирной декларацией о высшем образовании для XXI века. Основное значение данных подходов состоит в том, что их применение способствует формированию навыков и развитию способностей к жизни в меняющихся условиях, обеспечивает становление социальной и профессиональной мобильности.
Первое определение трансдисциплинарности в науке было дано в 1970 г. Жаном Пиаже. Он рассматривал трансдисциплинарность как «новое пространство без стабильных границ между дисциплинами». Он считал, что новая область знаний должна быть непременно супер- или гипердисциплиной. «Такая трансдисциплинарность, — писал он, — должна являться координатором всех дисциплинарных и интердисциплинарных систем обучения и инноваций на основе общего аксиоматического подхода» [13].
В настоящее время существует много подходов к определению трансдисциплинарности. Она рассматривается и как декларация, провозглашающая равные права ученых [15], и как высокий уровень образованности. Некоторые ученые рассматривают ее как «правило исследования окружающего мира» [12]. С точки зрения профессионального образования, трансдисциплинарность рассматривается нами как «принцип организации научного знания» [14]. Несмотря на то, что в настоящее время анализу трансдисциплинарности посвящено достаточно много исследований, вместе с тем применение данного подхода к системе правового образования еще не нашло достаточного осмысления.